Европа и США могут помочь казахстанцам вырваться из тенёт истории и шагнуть в будущее, к большей независимости и свободе, утверждает в статье для ежедневной английской газеты The Independent российский ученый Владислав Иноземцев.
По мнению автора статьи «Почему Казахстан владеет ключами к глобальной экономике», Казахстан сегодня намного более успешная страна, чем другие республики бывшего СССР. «Двигатель роста в Казахстане — частные компании, на которые приходится 60,2% нефтедобычи и 53,2% производства урана», — пишет Иноземцев. Экономические успехи и
внешнеполитический вес Казахстана в большинстве случаев недооцениваются, а зависимость от России сильно преувеличена.
Страна идет по пути промышленной модернизации, много инвестируя в инфраструктуру, повышая уровень административного персонала и госслужащих, создавая свободные экономические зоны и развивая глобальный финансовый центр. Официальная Астана старается проводить многополярную внешнюю политику.
Казахстан остро нуждается в индустриализации, которая могла бы сделать его региональным лидером.
«Стране не хватает капиталов и технологий, но ни Россия, ни Китай не желают предоставлять их Астане»,
— пишет автор и советует западным странам вступить в экономическое сотрудничество с Казахстаном.
Иноземцев выделяет три важных вопроса.
1. Крупные западные инвестиции могут повысить самодостаточность Центральной Азии, чтобы она не зависела от взаимодействия конкурирующих внешних сил. Иноземцев подчеркивает, что в Казахстане налог на прибыль всего 15%, НДС — 12%, а подоходный налог ниже, чем в России.
2. Промышленные мощности Казахстана могут возрасти благодаря его членству в Таможенном союзе. По мнению Иноземцева, это обеспечит иностранным компаниям «расширенный или вообще свободный доступ» на российский рынок, причем без сложностей, обусловленных санкциями. После вступления в ВТО притягательность Казахстана еще более повысится.
3. При содействии Запада Казахстан мог бы усовершенствовать свою банковскую систему, выйти на международные рынки капитала и превратить Астану в международный финансовый центр.
«Казахстан стал бы экономическим маяком для постсоветских стран, а также для Пакистана, Ирана и других государств.
Эта страна лучше всего годится для роли финансового посредника между мусульманскими странами и другими членами Евразийского экономического союза», — считает Владислав Иноземцев.
На данный момент Казахстан нельзя считать демократией западного типа, признает автор. Но главное — это желание развиваться по западному пути:
«Казахстан жаждет перемен сильнее, чем другие страны постсоветского пространства.
ЕС и США следует обратить на него внимание».
Добавим, что и ранее в интервью газете «Курсивъ» Владислав Иноземцев подчеркивал, что так называемая зависимость Казахстана от России скорее миф, а не реальность.
«Казахстанский бизнес и элита немного лукавят, когда говорят, что придут русские и все скупят.
Национальная элита и власти Казахстана имеют достаточно высокий уровень самостоятельности при принятии решений относительно того, что продать, что не продать, какую политику вести… Что касается России, то в свое время я высказывал мысль, если бы Москва продолжила жить идеями так называемого «Русского мира», то Казахстан мог стать ее первой жертвой. Одно дело Украина, которая близка к Европе, имеет с ней отношения, пытается стать кандидатом на вступление в ЕС и НАТО, и другое дело – далекий от Запада Казахстан.
Сегодня, после Крыма, Донбасса, незаконченного конфликта в Украине, у России нет никакой мотивации лезть куда-то еще.
Карта причин и очагов нестабильности в Центральной Азии – это, скорее, Исламское государство, угроза с юга, экономические проблемы и сильное социальное расслоение».
Об авторе
Владислав Иноземцев — экономист, научный руководитель и директор автономной некоммерческой организации «Центр исследований постиндустриального общества». Колумнист газет «Ведомости», «PБК-daily», «Московский Комсомолец», постоянный автор журналов «Профиль» и «The New Times». Член Совета по внешней и оборонной политике и Российского Совета по международным делам. Автор более 1400 печатных работ, опубликованных в России, Франции, Великобритании, США и Китае, в том числе — автор 13 монографий, четыре из которых переведены на английский, французский и китайский языки.