Мини—футбольный клуб «Кайрат» — гордость страны. Клуб из Алматы дважды взял Кубок УЕФА. С 2004 года «Кайрат» — неизменный чемпион Казахстана. Как складывался этот большой победный путь, нам расскажет вице-президент МФК «Кайрат» Адил Шарипкулов.
— Каков годовой бюджет мини-футбольного «Кайрата»? Это не является коммерческой тайной?
— Нет. Бюджет варьируется. В последние годы — около 2,5 миллионов долларов.
— Я вам скажу, что у футбольной Астаны, у футбольного «Кайрата», имею в виду большие клубы, штат игроков больше. Бюджет порядка 30 млн долларов. Это неофициальная информация. Но тем не менее, порядок цифр такой. У «Барселоны» он в разы больше.
— У «Барселоны» 10% от общего бюджета клуба выделяется на игровые виды спорта. Это гандбол, женский футбол и футзал.
— Баскетбол. «Барселона» сильна.
— У большой «Барселоны» отдельный бюджет. Если у большой «Барселоны» 500 млн евро годовой бюджет, то 50 млн поделены на 3 небольших клуба по 17 млн евро. Эти цифры с нашими бюджетами несопоставимы. Когда мы играли с «Динамо» в 2009 году, покойный Еременко озвучивал цифры 15-17 млн евро. Но российский чемпионат вообще накачан деньгами. Хотя сейчас может и поменьше. Но они были посильнее, чем испанский… Там же очень серьезные компании финансируют клубы – «Норильский никель» или «Газпром Белград». Такие гиганты!
— Тогда объясните. Ни для кого не секрет, что успехи мини-футбольного «Кайрата» связаны с игрой бразильцев. Как их удается сюда заманивать, если вы говорили, что в России условия получше?
— Заманивали только вначале. Приехал Шока, потом пошла вторая волна. Это нынешний тренер — Какау. Этьен приехал – величайший футболист. Чемпион мира Вагинья у нас был. Эти игроки, поиграв здесь, сделали нам хорошую рекламу и прессу в Бразилии. Тот же Какау, который сегодня является лучшим менеджером и тренером, знает всю футбольную элиту, со всеми общается в соцсетях. Легкий человек. И он дает такую рекламу! Взять последний кубок мира, на котором мы, к сожалению, ничего не выиграли — они говорили, что если мы откажемся, то снимут турнир вообще. Мы не могли их подвести. Проиграли, потому что там сложная система, но чемпиона Бразилии «Атлантику» выиграли со счетом 4:0! А в финальном матче 3:4 была более упорная борьба. Они, конечно, сделали все под себя, но нет никаких обид. Они – хозяева.
— Я так и не услышал ответа на вопрос. То есть, это доброе отношение… Причина приезда бразильцев сюда?
— На сегодняшний день – это лучший клуб. Они приезжают сюда прославиться. А зарплата, я думаю, сопоставима и с испанскими, и с российскими. Основной бюджет складывается в основном из зарплатной ведомости.
— Слава и хвала бразильцам! Вы лучше меня знаете, что у определенной части болельщиков отношение такое: а где же наши? Этот переход должен состояться. Чтобы в заявке не 9-10 бразильцев и 4-5 на площадке, а какой-то паритет.
— Сложный вопрос. Мы не делим в клубе – наши или бразильцы.
— Я с точки зрения определенной части болельщиков задал этот вопрос. Вы знаете, что есть такие настроения.
— Такие настроения есть. Но я призываю не делить, не болеть за персоналии. Если сравнивать со всем мировым футзалом, то такого понятия как легионер уже нет. Лимит на легионеров есть только в России и Казахстане. В той же «Барселоне» никто не спрашивает, из Уругвая он или из Бразилии, из Аргентины или из Молдавии. Команда играет и выигрывает. Если коротко ответить на вопрос, то это менеджерский проект. Мы воплощаем свои замыслы, подбираем под нашу задачу игроков, которые эту задачу выполнят вместе с тренером. Тренер говорит, что хочет такого, такого и такого игрока. Андрей Мишин начинает с ними работать. Если получается их пригласить, то это великолепно. В последнее время отказов почти нет, потому что мы на протяжении 10 лет уже в топе находимся. Последние 3 года мы – № 1.
— В Европе.
— Думаю, что и в мире тоже. Потому что европейские команды задают тон на мировой арене. Все лучшие бразильцы и аргентинцы играют в Европе.
— Я продолжу давить на вашу больную мозоль. Такое количество бразильцев и их фееричное мастерство интерес к чемпионату Казахстана по футзалу откровенно убивает. Вы не видите заполненных болельщиками трибун. Факт?
— На международных чемпионатах мы собираем полные залы.
— Согласен. Я сейчас о чемпионатах Казахстана. У вас создана академия. Сколько ей лет?
— 6-7 лет. У нас больше 100 детей. Тренеры квалифицированные, известные в футбольном мире люди. Найдовский, Рутковский. Сейчас Бондарев, бывший капитан сборной Казахстана по футзалу, уже 2 года помогает. Нет таких ярких звезд, которые заиграли бы на уровне Казахстана. Но потихоньку количество в качество перейдет. Мы сейчас хотя бы социальную задачу выполняем. Мальчишки играют в хороших условиях, не шатаются по улице, не курят. А звезда, я думаю, появится.
— Как социальный проект вы эту академию не создавали. Думали о будущем. Или симбиоз?
— Симбиоз. Мы же сами играли в футбол детьми. Понятно, что лучше играть, а не болтаться на улице. В начале 1970-х полей-то не было, чтобы играть, только деревянная площадка.
— Команды в очередь на выбывание.
— Мы с Кайратом Акмолдаевичем начинали свой путь на этой площадке. Мое внутреннее убеждение – чего мы тогда не завоевали…
— Вы сейчас свои внутренние комплексы реализуете. Это тоже хороший стимул.
— Да. И с нами играл один парень, сейчас мы дружим. Он тоже футболист. Много лет назад у нас был спор во время футбольного матча — мы выясняли, кто будет пробивать штрафной, кто нарушил правила. И этот парень нам сказал: «Вы будете права качать, когда чемпионами мира станете». И когда в прошлом году мы выиграли кубок мира, он пригласил нас и вспомнил эту историю.
— Можно, наверное, вспомнить, что нынешний кинорежиссер Ермек Турсунов был в той же тусовке, а потом в команде «Кайнур» и «Кайрат».
— Да. Он же ездил на чемпионат мира. Это наш самый большой успех в 2000 году. Все ребята, которые ездили в 2000 году, остались в обойме и занимаются футболом или футзалом.
— Вы сказали, группа единомышленников, поиск спонсоров, вложение собственных средств. Я понимаю, что Кайрат Оразбеков немало своих средств вложил и еще продолжает. Может ли эта модель развития быть образцом для других команд в Казахстане, поскольку сейчас бедственное положение у карагандинского «Тулпара»?
— Это важный вопрос. Мне бы хотелось рассказать о «Тулпаре». Это великая команда.
— В плане воспитания игроков для сборной Казахстана – да.
— Никто не скрывает, что костяк нынешней сборной Казахстана – это воспитанники карагандинской школы. Караганда и Западный Казахстан – самые футзальные регионы Казахстана.
— В свое время «Актюбрентген» был. Ныне не существующий.
— К сожалению. Мы не раз выдвигали этот вопрос, чтобы большие клубы работали по примеру западных клубов. Те же «Барселона», «Спортинг», «Эль-Посо». Там футбольные команды имеют в своей структуре мини-футбольный клуб. Я точно знаю, что в Узбекистане это прописано законодательно.
— Ну, там есть и закон о футболе, насколько я знаю.
— Мы выступали с идеей, чтобы большие футбольные клубы, находящиеся на балансе региона и которым акиматы помогают, помогали и футзальным клубам. Бюджеты же несопоставимы. Если в Европе это 5-7 %, то в сравнении с большим футболом — совсем небольшие деньги. Нужно «Тулпару» помочь, потому что такая самобытная команда может вообще пропасть. Это основной соперник «Кайрата» в чемпионате Казахстана.
— Матч на суперкубок Казахстана не состоялся. Перенесен.
— Потому что они не смогли из-за финансовых причин. Я вчера разговаривал с президентом ассоциации футзала Львом Кимом. Он говорит, что «Тулпар» не подал заявку. Мы можем потерять команду. Я хотел бы обратиться через эту передачу к администрации, чтобы она как-то смогла помочь этой команде. Смотрицкий, президент «Тулпара», бьет во все колокола. Я разговаривал с ним в прошлом году на кубке Еременко, который говорил, что они хотели сняться. Но с миру по нитке все-таки собрали деньги. Они не декларируют небольшой бюджет. Меньше 1 млн в год.
— Будем надеться, что ваши слова услышат. Но я отношусь к этому скептически, потому что смена главы региона означает смену приоритетов и направлений. Сфера спорта начинает страдать. Такой круговорот финансов в жизни.
— Я вас понимаю. Но «Тулпар» — команда, которая сама заработала авторитет уже на мировой арене.
— В попытках развивать футзал была создана Ассоциация Футзала Республики Казахстан. Аббревиатура АФРК. Суть объясните. Какое взаимоотношение с Федерацией футбола Казахстана? Юридически и де-факто.
— Очень тесно взаимодействуют. Есть вице-президент федерации футбола, который контролирует все футзальные вещи.
— Вы меня извините, но за последние 7-8 лет, можно копнуть и глубже, при одном из прежних руководителей мини-футбол считался игрой для инвалидов. Вы понимаете, о ком я говорю. Вице-президентом, курирующим футзал, пляжный и женский футбол, становится, как правило, человек, который в опале. Он на грани вылета из исполкома. Это мое личное наблюдение. Если я не прав, поправьте.
— Нет. Я лично в эти дела не лезу.
— Хорошо. Вы создали ассоциацию.
— Не мы ее создали. Это пул клуба.
— По инициативе «Кайрата» в большей части. Что она делает?
— Здесь больше оперативное принятие решений, финансовая самостоятельность. Мы ни в коем случае не хотим противопоставить себя федерации футбола. А просто ассоциация позволяет оперативно решать вопросы. Взаимодействие с УЕФА, с FIFA. Опять же по деньгам. Если ассоциация сама ведет взаимоотношения с клубами и внешними партнерами, ей гораздо легче самостоятельно распоряжаться деньгами, не обращаясь к старшим товарищам.
— Это уже сказывается.
— Да. Ким очень интенсивно включился в эту работу. Он ездит на все семинары, встречи.
— А финансирование тоже за счет взносов клубов?
— Да. Сейчас стоит вопрос о том, что УЕФА будет больше помогать. Это тоже наболевшая тема. Мы все время с менеджером УЕФА общаемся. Сейчас активно пошел разговор, что футзал будет олимпийским видом спорта. Уже объявили, что в 2018 году будет участвовать юношеский футзал. Это первая ласточка, это должно подтолкнуть руководителей УЕФА и FIFA. Ни для кого не секрет, что Платини к футзалу относится несколько прохладно. Он приезжал в Тбилиси в 2013 году и был доволен антуражем и атмосферой, потому-то в Тбилиси 11 тысяч болельщиков.
— Финал четырех.
— А в этом году в Лиссабоне я его не видел. Мы думаем, что финансирование должно принять нормальные формы. Мы не мечтаем, что будут такие деньги, как в большом футболе. Но то, что сейчас происходит, несопоставимо.
— Я хочу пожелать вам успехов в дальнейшем развитии! Чтобы не было пресыщений.
— Мы пытаемся. И игроков, и себя нужно все время мотивировать на новые победы. Пока все идет так, как мы хотим.
Видеоверсию смотрите здесь.