В Узбекистане нарастает острый бензиновый кризис, вызванный неожиданной нехваткой жидкого топлива. Ситуация, когда бензин полностью исчезает из продажи, в последние недели октября месяца стала обычной. С началом кризиса большинство автозаправочных станций Ташкента и областных центров перестали работать по воскресеньям. Работники автозаправок объясняют это исчерпанием годового лимита у компании «Узбекнефтегаз» на закупку горючих материалов за рубежом. Дефицитное топливо в Ташкент поступает из соседнего Казахстана.
На автозаправочных станциях Ташкента с 5 ноября вновь огромные очереди за горючим. Самого популярного бензина марки А-80 нет на бензоколонках. Водители вынуждены покупать бензин марки А-91.
— Даже бензин марки А-91 дают в ограниченном количестве. В нефтебазе сказали, что пока есть 91-й бензин, продавайте, — поясняют работники бензоколонок.
Многие автозаправочные станции на окраинах Ташкента закрыты, заправщики отправляют машины в центр. В центральной части города на дорогах рядом с автозаправкой из-за очередей возникли пробки.
Из-за дефицита на черном рынке бензина А-80 в регионах цены выросли сразу. Так, в Самарканде, Бухаре и Кашкадарьинской области бензин 80-й продают с рук 4000-5000 сум за литр. Всего два дня назад перекупщики продавали по 3000-3500 сум.
Владелец одной из автозаправок Ташкента, Карши Шамсиддин говорит, что бензин им привозят в неделю один или два раза и за 4-5 часов он сразу продается:
— На автозаправках компании «UzGazOil» есть бензин А-80, но он дорогой, 3000-3200 сум за литр, и нужно с 4 часов утра занимать очередь.
Дефицит бензина породил новый вид бизнеса для региональных таксистов, занимающихся извозом пассажиров в Ташкент и обратно. В Ташкенте они покупают в канистры бензин марки А-80 по 2500 сум (своя цена 2030 сум — $0,70) за литр и в регионах перепродают по 3500-4000 сум. Дефицит бензина и других горючих материалов к концу года становится хроническим явлением.
В компании АК «Узнефтмахсулот» так прокомментировали ситуацию:
«В республике, как и прежде, нет и не будет проблем с поставками автобензина и других ГСМ. Все виды горюче-смазочных материалов производятся в достаточном объеме в соответствии с мировыми стандартами. Однако необоснованные слухи о нехватке топлива и повышении цен на бензин создают сложившуюся ситуацию. Руководство компании предпринимает все необходимые меры для разрешения сложившейся ситуации и полного удовлетворения потребностей населения в топливе, а также отмечает, что это временное явление и поддаваться панике не стоит».
Основными поставщиками нефти и бензина в Узбекистан являются Казахстан, Россия и Туркменистан. В регионах страны из-за дефицита бензина владельцы автомашин устанавливают газовое оборудование. По официальным данным, в настоящее время в Узбекистане свыше 400 тысяч автотранспортных средств работают на природном газе, что составляет около 10% от их общего числа. До конца 2016 года в Узбекистане намерены перевести около 30% автомобилей страны на сжиженный газ, об этом было заявлено представителями Госкомприроды республики.
Как отмечается в Государственной программе по охране окружающей среды, реализация которой рассчитана в период с 2013 по 2017 годы, правительство Узбекистана намерено до конца 2016 года довести количество автомашин с потреблением сжиженного газа до 30%.