Социальные сети создают ощущение того, что в стране растет число суицидов. Но голые цифры говорят о другом. В Алматы в 2014 году было зафиксировано 187 случаев суицидов и попыток свести счеты с жизнью. За 10 месяцев 2015 таких фактов всего 75.
Окончательная статистика о числе самоубийств в 2015 году, а так же о причинах, толкнувших на это людей, будет известна в первые месяцы 2016 года. Но если судить по статистике прошлых лет, то снижение числа желающих добровольно проститься с жизнью — налицо. К примеру, в 2013 году таких фактов по всей стране было зарегистрировано 3251. В 2014 их число заметно снизилось и составило 2957 случаев.
— Раньше общественность просто не обращала на это пристального внимания, а сейчас такая информация открыта. Сказать, что ситуация сильно изменилась, нельзя. Если мы возьмем 1990-е годы и последние, то количество суицидов в стране снижается, — сообщил журналистам психолог Сергей Скляр.
По его словам, в 90-е годы фиксировалось около 20-25 случаев на 100 тысяч популяции. По данным же за 2014 год эта цифра едва превышает 15.
Однако, не смотря на заметное снижение числа суицидов, ситуация по-прежнему остается тревожной, считают специалисты.
В последнее время в социальных сетях и различных СМИ все чаще появляются сообщения о так называемых демонстративных самоубийствах. Именно это во многом и определяет уверенность общества в том, что с каждым днем на суицид готовы все больше людей.
На самом же деле, по словам психологов, те, кто решился на демонстративное самоубийство, чаще всего просто стараются привлечь к себе внимание общества. И в большинстве случаев решившийся на такой шаг человек рассчитывает, что не сможет довести начатое до конца, его обязательно спасут.
— Чаще всего завершенные суициды бывают у мужчин. А суицидальных попыток больше у женской части населения. При этом на один завершенный суицид приходится 20 суицидальных попыток. Если мы возьмем молодежно-подростковую среду, то по данным различных авторов, на один завершенный суицид приходится от 100 до 200 попыток, — говорит Сергей Скляр.
На самом деле, по глубокому убеждению специалистов, люди, решившиеся демонстративно попрощаться с жизнью, вовсе не хотят умирать. Именно поэтому они выбирают самые «безопасные методы», например, таблетки из аптечки. При этом расчет делается на то, что кто-то есть рядом или появится с минуты на минуту. Только трагедия заключается в том, что подобные вещи невозможно просчитать до конца, помощь может просто не успеть.
— Игра со смертью в любой момент перестает быть забавой, тогда демонстративный суицид становится самым обычным самоубийством. Хочу посоветовать женщинам и подросткам (мужчины на подобные эксперименты решаются крайне редко) оставить всякие мысли о таком опасном способе привлечения внимания, — говорит психолог Аян Купеев.
В сознании большинства, и это отмечают сами специалисты, слово «психолог» созвучно либо психотерапевту, либо психиатру. В Советском Союзе считалось, что у советского человека психологические задачи, а уж тем более проблемы, отсутствуют. И психологов-педагогов, практических психологов, работающих с повседневными запросами людей, просто не было. Поэтому пока еще и посещение такого специалиста для многих из нас скорей поступок неординарный, а не просто консультация, как, к примеру, у юриста или фармацевта. Это скорей смелый либо вынужденный шаг. Раз пошел к психологу, значит сам не в силах справиться.
— Население в этом смысле не отягощено ни знаниями, ни опытом посещения психологов, – говорит директор программ социально-психологического благополучия ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Катерина Багаева. – Нужно менять отношение людей к практической психологии. Люди очень обижаются, если им говорят: «Вам нужен психолог». Это проблема нашей страны. Весь мир считает престижным иметь семейного психолога, а мы создали отрицательный ореол вокруг психологии и психиатрии.
Что делать, если видишь потенциального самоубийцу?
В первую очередь такого человека необходимо отвлечь. Отвлекать нужно неожиданным вопросом, при этом оставляя свободу выбора. Например: «Ты вообще куришь? Давай покурим, потом прыгнешь, будет еще поезд». Таким образом вы вытаскиваете человека из его сосредоточенных на самоубийстве мыслей и при этом даете ему свободу принятия решений. А дальше нужно просто отвлекать его внимание разговором и ждать медиков и других специалистов.
В общении с потенциальным самоубийцей нужно демонстрировать спокойствие и уверенность в себе, а еще — постараться принять такую же позу, как у него — это поможет дополнительно расположить к себе человека.