Кино – это область культуры, которая имеет отношение прежде всего к молодежи. Потому что посетители кинотеатров в подавляющем большинстве – молодежь от 12 до 20 лет. Соответственно, какое поколение мы хотим вырастить, таким будет и кино. Какое кино нужно сегодня молодежи, нам рассказал российский режиссер и продюсер Егор Кончаловский.
— Какое кино нужно сегодня России и Казахстану? Информационное поле у нас достаточно схожее.
— Я противник тотальной глобализации, но
если глобализация победит, то рано или поздно русские, казахи, казахстанцы – мы все будем одинаковыми. Будем есть попкорн, пить сладкие газированные напитки и смотреть развлекательное кино
В самом развлекательном кино ничего плохого нет. Сейчас в России делают эксперимент на год: 20% кино, которое идет в кинотеатрах, обязательно российского производства. Мы посмотрим, как это повлияет и на российскую киноиндустрию, и на кинорынок. Причем Россия по кино — 4-й или 5-й рынок в мире. Но я все-таки убежден в том, что национальный кинематограф должен жить, его нужно продвигать.
— За годы независимости Казахстана, по-моему, был только один удачный проект – это «Кочевник». Я хотел пойти на премьеру – заехал в один кинотеатр, второй, третий, четвертый – не смог купить билеты.
— Это немного другая история. Я с этим знаком. Дело в том, что я две картины сделал в Казахстане. Здесь очень хорошая кинематографическая школа и мощная кинематографическая традиция в том числе. Потому что в годы войны сюда был эвакуирован «Мосфильм». И за эти годы были выкованы кадры, были сняты замечательные фильмы здесь, на «Казахфильме». Естественно, это не могло пройти незаметно. В Казахстане есть хорошая серьезная киношкола. Говорю это с полной ответственностью, потому что я делал проект «Сердце мое – Астана», где участвовали 10 казахстанских режиссеров, в основном молодых. На мой взгляд, проблема в казахстанском кино — не сами фильмы, а неумение их продавать. Прошу прощения за сравнение: можно сделать очень вкусный кумыс или сметану, но если негде продавать или ты не умеешь продавать, то все это испортится и никому не будет нужно. Я знаю, что и в Казахстане, и в России государство вкладывает деньги в кино. Но этого недостаточно. Нужно вкладывать деньги еще и в продвижение этого кино на фестивали, на рынки, вкладывать в рекламу, в маркетинг. Может, сейчас это начинается. 5 лет назад такого института проката и продюсерства не было.
— Фильмы снимаются, участвуют в фестивалях, но они не для широкого зрителя.
— Совершенно верно. Нужно приложить усилия, чтобы люди увидели это кино. Каким бы прекрасным не был казахстанский или российский фильм, но… с той маркетинговой и рекламной кампанией, которая сопровождает дурацкий, а может и не дурацкий, американский фильм-блокбастер, продающий нам американский образ жизни, американскую мечту… В эти фильмы вложены огромные деньги, чтобы мы их увидели. И это представляет очень большую опасность для национального кинематографа. Кроме того, наш рынок, я имею в виду казахстанское и российское кино, пространство, которое когда-то было одной страной.., у нас очень много общего, мы друг друга понимаем. А какое нужно кино? Кино нужно разное. Но кино призвано не только развлекать. Кто-то сказал, что оно должно делать человека или лучше, или умнее. Я не уверен, что «Трансформеры» делает человека лучше или умнее. А вот «Прощай, Гульсары» делает.
— В ваших планах еще есть производство съемок здесь? Как, например, «Возвращение в А».
— Я бы очень хотел, потому что люблю эту страну. Мне нравится здесь работать. Я, кстати, когда снимал «Возвращение в А», стоял на самых южных границах и думал: «Неужели это была одна страна?» Горы, подножье Тянь-Шаня… Это все была одна страна… Я бы хотел осуществить еще несколько проектов. И моя главная мечта – сделать исторический фильм. Ну, не как «Кочевник», потому что у фильма не может быть три режиссера, которые друг друга сменяют. Если бы три сначала, то они могут как-то договориться. Но три последовательно, на мой взгляд, неправильно. Есть масса тем. Ильяс Есенберлин, та же трилогия «Кочевники». Есть замечательные герои. Из «Кочевников» можно взять только одну линию, Орак батыр, например. Про него можно снимать отдельное кино. Как его обидел хан, как он стал разбойником, а затем два раза спас этого хана. Маленький эпизод романа – уже фильм. А есть еще такие персонажи как Томирис – великая скифская царица. Меня очень завораживает ее личность. И на мой взгляд, очень несправедливо, что знают только Александра Македонского.
— Про нее даже фильма нет, по-моему.
— Это перекос. История мира — это почему-то Греция, Рим, европейская цивилизация, христианство, крестовые походы. Все сосредоточено на этом. Война Алой и Белой розы, Столетняя война — французы с англичанами, битва при Ватерлоо. А огромную часть земного шара, где происходили события по масштабу в 10 раз превосходящие какую-нибудь битву при Пуатье, никто не знает. Здесь в одном сражении сходились по 500 тысяч воинов. Сражения длились по 4-5 дней. Эту историю, так же как и историю России, а вернее, великую историю Евразии… ее как бы нет. И знают только несколько имен — Чингизхан, Батый, Тамерлан. Знают не с очень хорошей стороны – завоевателями были, хотя и первый, и второй, и третий имеют не только военные завоевания, но и огромные политические достижения. А Томирис не знают. Удивительно! Я бы хотел снять здесь какое-нибудь историческое кино. С батальной сценой.
— Это только желание или в плоскости проектов?
— Пока только желание. Есть романы, есть литература. Я ее хорошо знаю. Но сейчас непростое время – кризис. Поэтому крупномасштабные проекты сложно запускать. Сейчас лучше снимать небольшие фильмы – камерные, актерские. Но кризисы заканчиваются. И этот не исключение. Я все время снимаю. Но до исторической картины в Казахстане я еще не дошел.
— Нам бы не помешало такое кино. Тем более, что интерес к собственной истории в Казахстане сейчас огромный. Вы знаете, что празднуется 550-летие Казахского ханства у нас? Сами для себя открываем удивительные вещи. Я хоть и русский человек, но удивляюсь, что стать ханом по протекции было нельзя, нужно было обладать еще и другими достоинствами. Ну, что же! Спасибо, что вы приехали! Я желаю вам удачи в нашей стране! Мы очень вас любим.
— Спасибо! Я очень люблю Алматы и Астану тоже. Алматинцы и астанчане – это как москвичи и петербуржцы. У этих двух городов свои прелести. В Алматы – человеческий дух. Астана — материальный пример того, какой сейчас Казахстан. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь.