В ближайшее время Россия может заключить с Казахстаном соглашение о контроле за наличием и использованием продукции военного назначения. Соответствующее распоряжение дал правительству Владимир Путин.
Речь идет об оружии и технике, которые поставляются в рамках российско-казахстанского договора о военно-техническом сотрудничестве от 24 октября 2013 года.
Детали соглашения пока не разглашаются, но уже очевидно: взять вооружение на повышенный контроль власти решили из-за возросшего риска терактов, — сообщает rusplt.ru.
«Есть опасения, что ИГИЛ стремится и скоро придет в Центральную Азию,
— рассказывает РП казахстанский политолог Эдуард Полетаев. — Конечно, эти опасения могут быть преувеличены, но в сложившейся ситуации лучше перестраховаться. Интересы в бывших советских республиках у ИГИЛ действительно могут быть. Во-первых, регион расположен не так далеко от Сирии. Во-вторых, здесь по соседству находится Афганистан. Три из пяти стран региона (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) имеют с ним прямые границы».
В Афганистане тем временем ситуация накалилась настолько, что посольство Германии в Кабуле начало антипропаганду среди потенциальных беженцев. «Вы хотите уехать из Афганистана? Уверены?» — гласит серия баннеров, которые предупреждают о трудностях и опасностях, ожидающих беженцев на пути в Германию. Каких только ужасов не рассказывают немцы афганцам: и о том, как контрабандисты обманывают беженцев, и о том, как трудно устроить жизнь в чужой стране. Только успех этих акций весьма сомнителен. Как отметил 16 ноября министр иностранных дел Афганистана Салахуддин Раббани, в этом году 146 тысяч афганцев пытались получить убежище в Европе. По масштабам миграции Афганистан сейчас находится на втором месте после Сирии.
Но не только близость Афганистана заставляет обратить внимание на Среднюю Азию. Ситуация в регионе относительно спокойная, но и здесь бывают свои встряски.
Российское оружие может заинтересовать афганских экстремистов вроде «Исламского движения Узбекистана» и других.
«Террористы ИГИЛ предпочитают покупать в основном оружие китайского производства, — поясняет политический консультант Анатолий Вассерман. — Конечно, оно более низкого качества, не такое надежное и служит меньше. Но в ИГИЛ не гонятся за качеством и долговечностью. Им нужно, чтобы оно было как можно дешевле. И это главный критерий. Наше вооружение может заинтересовать афганцев и Саудовскую Аравию, которая не хочет зависеть от одного поставщика».
Дополнительные соглашения за контролем над вооружением могут стать очередным шагом на пути укрепления Евразийского экономического союза. «Во-первых,
Казахстану выгодно сотрудничать с Россией, так как военная техника поставляется туда по льготным ценам на условиях партнерского сотрудничества,
— рассказывает Эдуард Полетаев. — Казахстан ведь платит совсем не те деньги, что, например, Малайзия. Во-вторых, под новое вооружение надо еще и людей обучать, а они у нас обучены в основном под российскую технику».
Выгодно вести и совместное наблюдение за поставками оружия. По словам Эдуарда Полетаева, это упростило бы контроль за государственными границами между странами ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности). Территория у нас большая. На каждом километре пограничника не поставишь. И чем больше будет контроля за использованием оружия в приграничных регионах, тем меньше шансов проникновения вооруженных им террористов вглубь стран ОДКБ.
Членство Казахстана в ОДКБ не мешает республике активно развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с НАТО.
Среди государств Североатлантического альянса ведущими партнерами Астаны по линии ВТС являются США, Франция, Испания и Турция, — пишет «Военно-политические обозрение». Налажены контакты с Польшей и Италией.
Взаимодействие ведется по нескольким направлениям: продажа вооружений, лицензионная сборка, подготовка кадров.
Так, в январе 2013 г. испанская «Эрбас Милитари» поставила в Казахстан два тактических военно-транспортных самолета С-295, применяемых для перевозки живой силы и грузов, морского патрулирования, ведения разведки и десантирования. Закуплены бронемашины турецкой компании «Отокар».
В состав ВМС республики входят турецкий сторожевой катер «Тюрк», три американских, типа Defender, один — немецкий, типа 369.
В 2011 году совместно с Францией в Казахстане было создано СП по производству многоцелевых европейских вертолетов ЕС-145, мощностью до 10 единиц в год. 45 таких машин должны быть поставлены Министерству обороны республики.
Параллельно западными поставщиками вооружений ведется подготовка военного и технического персонала для Казахстана.
Во многих случаях натовские образцы выступают прямыми конкурентами российской техники.
Это касается как ее традиционных, так и современных видов.
Как пример: в конце 2012 – начале 2013 гг. в РК наряду с тестовыми полетами российско-белорусских БПЛА прошли испытания аналогов из Польши («Fly Eye») и Израиля («Skylark»).
Вместе с тем
военно-техническая кооперация Республики Казахстан с государствами НАТО пока лишена системного характера, в отличие от многолетнего сотрудничества с Россией.
По существующим оценкам, в течение 2004-2007 гг. в Казахстан было импортировано российской военной техники на сумму 141 млн дол. (63,7% от общего объема импорта). Второе место занимали США – 46 млн дол. (20,8%).
Замыкала тройку лидеров Беларусь – 18 млн дол. (8,1%). В 2008-2011 гг. доминирующее положение на казахском рынке сохранили Россия – 382 млн дол. (60,4%), а также Белоруссия – 58 млн дол. (9,2%).
В 2011 г. Россия поставила Казахстану 12 БТР-82А, три единицы тяжелой огнеметной системы ТОС-1 «Буратино» и три уникальных на сегодняшний день боевых машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор».
А в 2015 году войска противовоздушной обороны СВО ВС РК пополнились пятью зенитно-ракетными комплексами из России, передает asker.kz. Отмечается, что зенитно-ракетный комплекс С-300ПС, предоставленный Казахстану на безвозмездной основе, предназначен для уничтожения малых низко летающих целей.