700 тысяч — именно столько казахстанцев зафиксировано в октябре на территории России. Возникает вопрос — что привлекает их в другой стране, с какой целью соотечественники добровольно сдаются в «аренду» и меняют статус «казахстанец» на «иностранец»?
В середине октября в России были опубликованы официальные данные о числе иностранцев, зарегистрированных на 4 октября 2015 года. В Казахстане наибольший интерес вызвала информация о количестве казахстанских граждан, особенно в сравнении с жителями других стран Центральной Азии. Оказалось, что 4 октября в России находилось 2 млн. с небольшим граждан Узбекистана, почти миллион жителей Таджикистана, 500 тысяч кыргызстанцев. Граждан Казахстана было зафиксировано 700 тыс.
В связи с тем, что узбеки, таджики и кыргызы давно составляют основной костяк азиатских трудовых мигрантов в России, такое большое количество казахстанских граждан вызвало законное недоумение у наших жителей.
Казахстанцев оказалось на 20 процентов больше, нежели годом ранее. Это при том, что количество узбеков и таджиков в России неуклонно сокращается.
В то же время ничего неизвестно о том, что казахстанские граждане массово направились в Россию на заработки и что они, возможно, даже потеснили гастарбайтеров из других азиатских республик. Хотя уже делались предположения, что речь идет именно о работе. Просто она, возможно, связана с другими, более квалифицированными видами занятости. Например, работа на заводах и месторождениях.
В любом случае, в массовом сознании эта информация воспринимается скорее в негативном плане — что-то вроде того: ну вот, и мы пополнили ряды гастарбайтеров, стали в один ряд с таджиками. Парадокс, но рекрутинговые агентства утверждают обратное — больший отток рабочей силы сейчас происходит из России и Украины в Казахстан.
Тогда возникает естественный вопрос: с чем может быть связана информация о росте числа казахстанцев в России и вообще откуда взялась эта цифра — 700 тыс.? Действительно, тех же граждан Кыргызстана можно встретить, к примеру, в Москве практически везде – от московских дворов до пятизвездных отелей и ресторанов японской кухни. И при этом их всего 500 тыс. по всей России против 700 тыс. казахстанцев.
В принципе, это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, свою роль играет географический фактор.
2 млн. узбеков, 1 млн. таджиков и полмиллиона кыргызов – это реально те люди, которые приехали в Россию надолго.
Потому что поездка из Узбекистана и Таджикистана в Россию – дорога дальняя. Естественно, что все они в основном здесь работают,
в то время как Казахстан имеет 7 тыс. километров границы с Россией и семь распложенных вдоль границы областей. Здесь проживает минимум 5 млн. человек. От Атырау до Астрахани ближе, чем до ближайшего казахстанского областного центра Уральска. Понятно, что все эти люди имеют родственников, друзей и разные личные дела в соседних российских регионах. Для них поездка в Россию – обыденная ситуация. И здесь при пересечении границы их фиксируют российские пограничники.
Во-вторых, как известно, с прошлого декабря масса народу из Казахстана отправилась в Россию за покупками. Причем покупали не только машины, а любые товары и услуги. Они стали существенно дешевле.
Вторая девальвация рубля в июле-августе вызвала дополнительную волну поездок казахстанцев за покупками.
И все выезжающие были зафиксированы при пересечении границы как находившиеся на территории России.
В-третьих, существует и еще одна более старая тенденция. Многие казахстанцы отправляют своих детей учиться в Россию в высшие учебные заведения.
Существенная часть казахстанских граждан в России – студенты. Есть мнение, что это такая форма скрытой эмиграции,
потому что многие студенты, окончившие российские вузы, обратно в Казахстан уже не возвращаются.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».