Представитель Генпрокуратуры рассказал, почему водители казахстанских автобусов столь часто создают аварийные ситуации, передает пресс-служба главного надзорного органа республики.
«Часто приходится слышать о безответственности водителей и их лихачестве. Можно было бы все это отнести к досужим разговорам, однако, к сожалению, официальная статистика подтверждает наши опасения: в текущем году на фоне общего снижения зафиксирован рост ДТП в сфере пассажирских перевозок», — отметил начальник 1-го департамента Генпрокуратуры Канат Сейдгапбаров 26 ноября в Астане на заседании коллегии по вопросам оебспечения безопасности дорожного движения.
По словам прокурора, правом управления автобусом в Казахстане владеет каждый 10-й водитель — это в 5 раз больше, чем нужно обществу. Немудрено: из 900 автошкол страны водителей автобусов готовят более половины (61%). При этом в трети таких учебных заведений руководители, преподаватели и мастера обучения не обладают соответствующей квалификацией, а каждая седьмая автошкола функционирует без необходимого оборудования и инвентаря.
Более того, из 3000 инструкторов по вождению 905 привлекались к административной, а 37 — к уголовной ответственности за нарушения ПДД.
Например, преподаватель автошколы «Автомобилист» в городе Аркалык, не имея образования по специальности, квалификации и прав необходимой категории «Д», тем не менее, подготовил 117 водителей автобусов.
Жезказганский учебный центр «Отан», не оснащенный ни инвентарем, ни оборудованием, в 2014-2015 годах выпустил 103 водителей категории «Д».
Учебный центр ПК «Семей» выпустил около 300 водителей автобусов при отсутствии транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, а в Западно-Казахстанской области выявлены 8 фактов продажи свидетельств об окончании водительских курсов со стороны одной и той же организации.
В этой связи прокурор предложил сократить количество автошкол, закрыв все несоответствующие требованиям.
Тем временем, уровень ответственности казахстанских легальных (!) пассажироперевозчиков оставляет желать лучшего.
«Здесь обнаружено свыше 300 фактов следования по маршруту без разрешений (свидетельств на право обслуживания маршрутов), 423 случая допуска к перевозкам автобусов без предрейсового технического осмотра. 580 единиц общественного транспорта не соответствовали техническим регламентам», — констатировал Сейдгапбаров.
Медицинское освидетельствование водителей также зачастую проводится ненадлежащим образом либо не проводится вовсе. Прокуроры установили 517 подобных фактов. Водители, тем временем, страдают от жесточайших переработок.
По информации представителя Генпокуратуры, за год перевозчики нарушили трудовые права своих работников 1131 раз. К примеру, водители автобусов ТОО «Бату Трэвел», «Автобаза Достранс» и «Самат Транс» в Алматы «на бумаге» работают с 9:00 до 18:00 с 2 выходными днями (суббота и воскресенье), на самом же деле — с 5 часов утра до 23 часов ночи, притом без выходных!
«Сейчас дорожное движение должно руководствоваться принципом приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Однако до сих пор не изжита гонка автобусов за количеством пассажиров, поскольку материальная заинтересованность чрезмерно доминирует над безопасностью. Только комплексные меры со стороны акиматов в отношении перевозчиков, которым должны устанавливаться критерии оценки исходя из совершения ими наименьшего количества правонарушений и аварий на дорогах, могут способствовать улучшению ситуации. В частности, необходимо внедрить систему условных скидок на тендерах потенциальным перевозчикам исходя из данных критериев», — подчеркнул Сейдгапбаров.