В Восточном Казахстане снова заговорили о дефиците электроэнергии. Дело в том, что Китай продолжает использовать воды Иртыша в больших объемах. А казахстанская сторона из-за этого недополучает энергию с гидростанции на иртышском бассейне, сообщает телеканал «Астана».
Предъявить соседям местные власти ничего не могут, поскольку нет соглашения об использовании трансграничной реки. Его планируется подписать лишь в следующем году: к этому Казахстан шел целых 15 лет. И если не решить «водную проблему» с Китаем сейчас, то в будущем регион ждут тяжелые дни, говорят опытные энергетики. С запуском крупных каналов в Поднебесной уровень воды в Иртыше может упасть на треть. А уже к 2030 году выработка электроэнергии с местных ГЭС снизится до 25 процентов. Специалисты считают, что Казахстану необходимо отстаивать свою позицию, поскольку дальнейшие планы китайской стороны напрямую угрожают энергетической безопасности региона.
Ирина Якунина, корреспондент:
— В последнее время гидростанции региона — Усть-Каменогорская, Шульбинская и Бухтарминская — снизили выработку электроэнергии. Причина в том, что Китай стал интенсивнее забирать воду в Иртыше. И этой проблеме не один год. На сегодняшний день три областные ГЭС дают более 9 млрд квт часов ежегодно. Небольшую часть регион берет у соседей, в Павлодаре. Если вопрос запустить и оставить все как есть, то проблема энергобезопасности может усугубиться.
Cегодня выработка гидростанций Восточно-Казахстанской области упала до 6-и миллиардов киловатт часов. А с запуском в Поднебесной каналов «Иртыш-Карамай» и «Иртыш-Урумчи», регион начнет ощущать острый дефицит электроэнергии. По расчетам специалистов, при максимальной загрузке китайские каналы способны пропускать до 120-и кубометров воды в секунду. Из-за снижения стока в бассейне Иртыша к 2030 году уровень снизится на треть, а выработка электроэнергии сократится на 25 процентов. Местные власти оценивают ситуацию как катастрофическую.
Виталий Чернецкий, заместитель руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО:
— Чем больше ее будет забирать наш верхний сосед, тем больше будет проблем. Самый серьезный забор воды у них на промышленность и сельское хозяйство, они очень сильно развивают поливное земледелие.
Амбиции у наших соседей действительно большие. В Синьцзян-Уйгурском районе Китая 2 миллиона гектаров орошаемых земель, нефтяные и газовые месторождения, где жизненно необходима вода. Все это указывает на то, что КНР намерена использовать каналы от Иртыша на полную мощность, — полагают эксперты. И завтрашний день «Черного Иртыша» может стать действительно «черным».
Но ситуация не так безнадежна, — делятся с нами ветераны отрасли. Если принять своевременные меры. Одна из них — это развитие альтернативной энергетики.
Светогор Светлов, ветеран энергетики РК:
— Не надо перевозить уголь, перекачивать нефть. Ветер будет или не будет, а свет будет всегда. И этот источник будет всегда.
Но пока продвижение подобных проектов в стране, можно сказать, на зачаточном уровне. В спросе традиционные виды. Да и строить новые источники электроэнергии за счет государственной казны удовольствие из дорогих. Поэтому ставку делают на инвесторский капитал. Особенно сейчас, в условиях кризиса. Так, в ближайшие время в Талдыкоргане начнется строительство новой ТЭЦ мощностью 440 ГКЛ. В стратегический проект планируется вложить почти 100 миллиардов тенге частных средств. По такому же принципу будет построена ТЭЦ-3 на востоке страны, где дефицит электроэнергии превышает 1 млрд киловатт часов. На семейскую теплоэлектростанцию потратят в два раза больше, чем на талдыкорганскую.
Даниал Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области:
— Ее мощность должна быть порядка 246 мегаватт, и это должно строиться на новых высоких технологиях.
Несмотря на негласный «водный конфликт» с Поднебесной, в энергетические проекты Восточного Казахстана заходят именно китайские инвесторы. Когда речь идет о солидных капиталовложениях, местные власти готовы закрыть глаза на существующую проблему. Другими словами, это некий бонус от китайцев, которые претендуют на большую часть Иртыша.
Нихат Гултекн, инвестор, Китай:
— У нас есть 30-летний опыт работы в энергетическом секторе. Мы очень заинтересованы в том, чтобы вложить свои средства в строительство ТЭЦ в Семее. Мы очень требовательны к своей работе, поэтому способны обеспечить строительство объекта, который будет соответствовать самым высоким стандартам.
Решить проблему с дефицитом электричества в восточной и южной частях страны планируется к 2018 году. К этому времени, если все пойдет по плану, запустят энергетическое кольцо — «Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы».
Виктор Недовесов, технический директор группы компаний «AES» в РК:
— Это развитие новой энергетики, ввод новых мощностей, и это очень важно. Упростится энергоснабжение юга, частично Талдыкоргана, да и здесь развивается спрос. Главное, это будет надежность, увеличится возможность перетоков.
Власти Восточно-Казахстанской области признают, что проблема с энергией стоит остро, региону надеяться только на Иртышский бассейн нельзя. Сегодня от Семея до Усть-Каменогорска протянуто свыше 20-и километров линии электропередач. Отдаленные населенные пункты, не имеющие доступа к ЛЭП, будут обеспечиваться светом за счет малых ГЭС на горных реках и ветровых станций, пообещало областное руководство.
Что касается дальнейшей работы ГЭС на Иртыше, то уже в следующем году Казахстан и Китай должны подписать соглашение об использовании вод трансграничной реки. И Казахстан в этом вопросе готов аргументированно отстаивать свою позицию.
Виталий Чернецкий, заместитель руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО:
— К середине 2016 года мы должны подписать соглашение о вододелении — вот эта работа 15 лет была подготовительной. Потребовались научные совместные исследования, чтобы не говорить на переговорах эмоциями, а обладать цифрами и фактами.
Ирина Якунина, корреспондент:
— Имеет ли право Китай использовать в больших объемах воды Черного Иртыша для своих нужд? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть только так называемые «неофициальные принципы», по которым соседи претендуют на стоки иртышского бассейна. Но они не имеют никакой юридической силы. Пока стороны преследуют сугубо личные интересы и ведут свою игру, проблема может стать для обеих сторон «точкой невозврата».