Каждый год Казахстан добывает чуть более 80 миллионов тонн нефти. Интересный нюанс: объем добычи превышает объем продаваемой нефти примерно на 1,8 млн тонн в год. Куда уходит эта нефть?
По итогам 2013 года в Казахстане было добыто 81,8 млн тонн нефти. На экспорт, согласно данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, было отправлено 72,1 млн тонн. Импорт из России составил 7,4 млн тонн – эта нефть, поступившая в Казахстан беспошлино и безотносительно к своп-операциям, отправлялась на Павлодарский нефтехимический завод, который технологически ориентирован на российскую нефть.
В общей сложности 15, 3 млн тонн (с учетом российской нефти) ушли на три отечественных НПЗ и порядка 30 мини-заводов.
После несложных арифметических действий легко определить, что 1,8 млн тонн черного золота исчезло неизвестно куда.
81,8 – 72,1 + 7,4 – 15,3 = 1,8
Подсчеты за 2014 год показывают аналогичную картину, с той только разницей, что в прошлом году Казахстан практически отказался от российской нефти, переориентировав Павлодарский завод на отечественное сырье.
Вот официальные данные за 2014 год:
Если сложить суммы добычи и импорта, вычесть экспорт, переработку и встречные поставки, получается, что потери в масштабах страны за год составили порядка 1,8 млн тонн:
80,8 – 62,4 + 0,584 – 16,38 – 0,755 = 1,84
Получается, что по крайней мере два года подряд количество потерь в нефтяном секторе было примерно на одинаковом уровне — 1,8 млн тонн.
Очевидно, эта потерянная нефть стоит миллионы долларов. Однако отечественные недропользователи, из систем которых каждый год «утекает» почти два миллиона тонн черного золота, не торопятся бить тревогу.
Более того, получить информацию от добывающих и транспортирующих компаний очень сложно, недропользователи не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность.
Например, пресс-служба АО «КазМунайГаз» перенаправила наш запрос своей «дочке» – «КазМунайГаз-переработка и маркетинг», где в свою очередь сообщили, что данные за 2013 год — это уже устаревшая информация: «что утекло – то утекло».
– 2013 год – события давно минувших дней, зачем вам такие старые данные? – недоумевали в пресс-службе компании. – Наше руководство в 2013 году еще и не работало, и потом, у нас совсем другие цифры.
В Информационно-аналитическом центре нефти и газа неофициально объяснили потери особенностями стабилизации газовых конденсатов на Карачаганакском перерабатывающем комплексе:
– В данных по добыче «сидит» объем карачаганакского нестабильного жидкого углеводорода, – в неофициальном разговоре проккоментировал потери нефтяников источник в АО «ИАЦНГ». – Этот конденсат стабилизируют на большом Карачаганакском комплексе и при стабилизации часть теряется.
Ежемесячно потери составляют примерно 100 тыс. тонн,
что в годовом исчислении должно соответствовать не менее 1,2 млн тонн.
Потери еще 600 тыс. тонн в компании объяснили технологическими издержками, потерями при транспортировке и расходами на собственные нужды недропользователей.