Истечение срока давности — спасительная соломинка для многих правонарушителей. Важно суметь заволокитить дело, сделать так, чтобы полицейские никуда не торопились и… ты ушел от наказания! Не без помощи полиции.
До 1 января 2015 года «отмазаться» от штрафа в 300 МРП или ареста на 45 суток за причинение вреда здоровью — читай, за мордобой, было куда проще. Достаточно было добиться волокиты дела в полиции на три месяца — и, вуаля! Сейчас же, чтобы испытать радость свободы от возможного наказания, «резинить» дело нужно год! Расскажем на конкретном примере.
В августе 2014 года известному педагогу и правозащитнику детей-сирот Александру Шевченко сломали нос прямо в офисе детского летнего лагеря на глазах у детей. Однако возбуждать уголовное дело против Дмитрия Скнарева Алмалинское районное управление внутренних дел отказалось. Протокол об административном правонарушении был составлен только спустя месяц, в суд дело и вовсе попало спустя три месяца после драки.
А затем уже в пользу драчуна сыграла статья 69 старого Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривала освобождение от административной ответственности в связи с истечением 2-месячного срока давности с момента совершения проступка.
Что делала полиция три месяца, пока Дмитрий Скнарев преспокойно гулял в ожидании истечения срока привлечения к ответственности?
Сначала выяснилось, что участковый опросил не всех свидетелей. Случилось это непроизвольно или со злым умыслом, мы не знаем, но прокуратура на этот факт внимание обратила и дала поручение — опросить! Когда все же дело об адмнарушении попало в суд, на сей раз судья усмотрел в деянии дебошира признаки уголовного правонарушения, дело снова оказалось в полиции. А когда наконец, измученные поиском уголовного состава полицейские все равно отправили дело в административный суд, оказалось, что срок привлечения обидчика к ответственности истек. И он остался безнаказанным.
Обратим особое внимание на некоторые комические детали:
привлекался товарищ Скнарев к адмответственности за хулиганство, а освобожден в связи с истечением срока давности по части 1 статьи 468 КоАП (нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения).
Судья Гылым Петрович Кельдыбаев, по всей видимости, так торопился, что упустил этот откровенный ляп. Ну а прокуратура Алмалинского района, куда Шевченко пожаловался на действия полицейских, заволокитивших его дело, так и написала потерпевшему: с постановлением суда согласна, основания для опротестования отсутствуют.
Правда, в некотором роде справедливость в деле Александра Шевченко все-таки восторжествовала — он сумел в гражданском порядке отсудить у своего обидчика аж 3080 тенге материального и 50 тысяч тенге морального вреда.
С 1 января 2015 года такое правонарушение как причинение вреда здоровью стало деянием уголовно наказуемым. В случае с Александром Шевченко оно бы расследовалось по статье 108 УК РК. Размер штрафа дебоширу, правда, сократился бы максимум до 200 МРП, зато добавились исправительные работы и общественные работы, а максимальный срок ареста увеличился до 60 суток.
Для того, чтобы «откосить» от наказания по 108 статье УК РК в связи с истечением срока давности, любителю мордобоя теперь понадобится ждать целый год вялотекущего следствия. Но для следственных органов это не проблема.
Мы неоднократно становились свидетелями того, как умело сотрудники полиции выводили из-под уголовного преследования злостных хулиганов.
Например, случай с Нурланом Тандыбаевым, который, еле стоя на ногах от количества выпитого, в день выборов президента 26 апреля 2015 года в оживленном месте кидался с ножом на водителей. Сотрудники полиции Бостандыкского района не усмотрели в его деяниях состава преступления!
Или вот еще один вопиющий случай: один из участников драки у бара «Чукотка» Евгений Фролов, который вместе с погибшим Сырымом Мураткалиевым напал на Александра Кузнецова, все никак не подвергнется уголовной ответственности за хулиганство, поскольку против него дело то прекращается, то возобновляется.
Раз имеются такие прецеденты, всегда найдутся и желающие ими воспользоваться. Вот что об этом думает известный адвокат Гульнара Жуаспаева:
— Любое обращение можно заволокитить, если есть интерес. С нашей бюрократической системой это вообще легко. Можно затянуть рассмотрение обращения до истечения срока давности, а потом прекратить или отказать.
Особенно это распространено, когда стороной по делу является кто-то влиятельный — при деньгах или работник государственного органа
— Могу привести пример из своей профессиональной жизни адвоката. 12 октября 2015 года я обратилась в прокуратуру Алматы о принятии мер в отношении полицейских Бостандыкского РУВД за воспрепятствование адвокатской деятельности и нанесении мне телесных повреждений при посещении мною адмсуда в качестве адвоката. Больше месяца мое заявление «гуляло» по канцеляриям прокуратуры, РУВД Бостандыкского района, службы безопасности, адмпрактики, а оказалось, что вопрос по нему давным-давно разрешен и мне уже выслан ответ по почте. Процессуальное решение было принято полицейским адмпрактики ДВД Алматы Сагимбековой Н., которая мне не звонила, не опрашивала, не допрашивала, на экспертизу не отправила, а просто сделала свой вывод, что я не хочу проходить экспертизу. Вот такие чудеса в нашем государстве.