«Период высоких цен на нефть окончен, мы не ждем его возвращения, и это самое удачное время для проведения серьезных институциональных реформ». Заявив это на заседании закрытого «Астанинского клуба», премьер Карим Масимов вкратце рассказал, что ждет Казахстан в ближайшем будущем.
«Астанинский клуб» на несколько дней собрал за одним столом экспертов и ученых, консультирующих правительства Китая, России, Японии, США, Великобритании и Турции. Большинство проблемных вопросов обсуждалось за закрытыми дверями и без журналистов — это позволяло говорить более свободно и откровенно. Настолько свободно, что острый характер закрытых дискуссий чувствовался даже на открытой сессии с участием Карима Масимова, куда, наконец, допустили и журналистов. Здесь премьеру пришлось отвечать на острые вопросы: например, об объединении усилий Нацбанка Казахстана и Центробанка России, о том, кто важнее для Казахстана как инвестор — Китай или Россия, и о бойкотировании китайской экономической активности в Казахстане.
Последнюю тему поднял представитель Китая:
— Про бойкотирование китайского развития в Казахстане я не слышал, я этого комментировать не могу, таких фактов нет, — кратко ответил Масимов. — Для Казахстана чрезвычайно важно сотрудничать с Китаем, в частности, в рамках программы «Один пояс — один путь». Казахстан для Китая — первая страна в западном направлении, по которой пойдет экономический пояс, будь то западное, северное или южное направление. В любом случае маршрут будет проходить через Казахстан, поэтому мы будем сотрудничать с Китаем в любом случае.
Другое важное направление работы с Китаем премьер поднимал несколько раз — это перенос производства из Китая в Казахстан:
— Это публичная информация. Программа выгодна и для Казахстана, и для Китая с его изменением экономической политики, озаглавленным переходом к «новой нормальности». Китайская экономика имеет избыточные мощности, и такого экономического роста, который мы видели, скорее всего не будет. Соответственно, экспорт казахстанских товаров на территорию Китая будет затруднен …
Значит, работать надо здесь. По словам Масимова, грядущая приватизация в Казахстане только будет способствовать этому. В этот момент дискуссии прозвучал вопрос от россиян — кому будет отдано предпочтение: Китаю, России или кому-то еще?
— Мы не делаем каких-либо особых преференций по географии, ответил премьер. — Инвестор может быть из любой страны, любого региона мира. Лучший инвестор должен выиграть вне зависимости от географии. А лучший тот, кто приносит лучшие технологии и который добавляет дополнительную стоимость для нашей экономики. В отличие от приватизации 90-х, сейчас не стоит вопрос о максимизации привлечения ресурсов.
Если в 90-е для нас было важно получить максимальную цену за предприятие, то сегодня для нас важнее технологии и компетенция инвестора. Он должен принести с собой новые технологии, компетенцию, возможность дальнейшей диверсификации нашей экономики.
— Сейчас стоимость объектов приватизации не так высока, как могла бы быть. Мы изучаем британский опыт 80-х, когда объекты продавались по рыночной цене текущего момента, но в условиях договора закладывались условия, что при повышении цен это будет компенсировано. Но окончательного решения по этому вопросу еще нет.
Вопрос взаимодействия с Россией прозвучал еще в одном ракурсе — девальвация. Раз уж валюты России и Казахстана обесценились, не пора ли центробанкам наших стран синхронизировать свою работу? Ответ Масимова добавил новые нюансы к понимаю причин текущего падения тенге:
— Переход на политику инфляционного таргетирования со стороны Центробанка России в ноябре 2014-го несколько застал нас врасплох. На тот момент у нас была официальная программа Международного Валютного Фонда, мы планировали сделать такой переход позже,
потому и произошел лаг по времени. Мы перешли только через полгода, и эти месяцы были достаточно чувствительны для казахстанской экономики как с точки зрения конкурентоспособности казахстанских предприятий, так и с точки зрения поддержания курса и валютных резервов, потраченных на это. Но этот период не прошел даром, правительства и центробанки наших стран вели интенсивные переговоры и выработали механизмы, которые в будущем не позволят допустить такое. На сегодня наши валюты в паритете с точки зрения конкурентоспособности, в равных условиях. Но неожиданно другие страны стали испытывать проблемы. Например, Кыргызстан после присоединения к ЕАЭС — мы ожидали экспансии их товаров, а из-за курсовой политики произошло наоборот.
Интересно, что девальвация и цены на нефть оказались на периферии обсуждения «Астанинского клуба». Масимов выразил видение ситуации правительством Казахстана ясно: больших цен больше не будет, этого никто не ждет, эпоха закончилась. И в определенном смысле это хорошо — тряску кризиса можно воспринимать и как ускоряющие импульсы для реформ:
— В период, когда денег много, реформы осуществлять практически невозможно, поскольку любую проблему можно залить деньгами, и желания делать реформы нет. А вот низкие цены на энергоносители для реформ нужно использовать. Альтернативы проведению рыночных реформ нет.
Каких именно реформ? Масимов назвал две модели, которые сейчас анализируются правительством:
— Страны, которые похожи на Казахстан по своей структуре, по территории, по населению, но находятся на более продвинутом уровне — Канада и Австралия. И мы будем моделировать у себя некоторые моменты их экономической политики… Например, новая политика привлечения квалифицированной рабочей силы Канады… Или перенос прав и ответственности от уровня правительства на уровень министерств, от уровня центрального правительства до локального, то есть акиматов, более открытого принятия решений и ответственности перед населением. Мы изучаем опыт Австралии и Канады в переводе госуслуг в цифровую форму, чтобы минимизировать отношения между человеком и чиновником.
В этом контексте Масимов отметил вопрос национального самоопределения Казахстана:
— Казахстан — многонациональная, многоконфессиональная страна. Мы стремимся к тому, чтобы любой представитель любой этнической группы, проживающей на территории Казахстана, идентифицировал себя как казахстанец.
На вопрос «в чем финансовый центр Астаны будет лучше мировых аналогов?» Масимов ответил шуткой:
— Как-то Сталин собрал инженеров, показал им немецкий фотоаппарат: «Смотрите, какой хороший аппарат! Сделайте точно такой же!» Ему в ответ заявляют: «Сделаем лучше!» Он отвечает: «Нет, лучше не надо! Сделайте такой же!»… Наш финансовый центр не будет лучше, чем в Сингапуре или Дубаи, надо не лучше — надо не хуже. А преимущество его в том, что он находится в этом регионе, в Центральной Азии… Центр будет базироваться на нормах британского права, рабочим языком будет английский, суд будет работать с привлечением внешних судей по примеру Дубаи и Сингапура.
Несмотря на сбалансированность ответов Масимова, сама формулировка некоторых заданных ему вопросов подчас была не самой корректной — однако именно это преимущество и дал своим участникам «Астанинский клуб». Участники встречи — не просто эксперты, а люди, в той или иной форме консультирующие правительства и сопричастные к принятию политических решений: бывшие государственные деятели высокого ранга, авторитетные ученые, руководители ведущих научных и исследовательских организаций. Эти эксперты не просто в курсе всех мировых тенденций в экономике и политике — они их разрабатывают, обеспечивают политиков качественной информацией по актуальным вопросам. И таким экспертам разных стран, порой находящихся в сложных отношениях, периодически необходимо встретиться за закрытыми дверями для откровенного диалога.
Подобных закрытых дискуссионных клубов в мире не так много, в Казахстане Астанинский клуб стал первой площадкой, где эксперты обсуждают глобальные вопросы. Заседание клуба, как и полагается мировой практикой, проходит по правилам Chatham House — можно использовать звучавшие в ходе сессий Клуба мысли и идеи, но нельзя раскрывать их авторство. Такой подход позволяет гостям не оглядываться на публичную сторону дела и высказывать мнения максимально открыто. И так получилось, что в рамках этого диалога премьер-министр Карим Масимов, вольно или нет, обозначил ряд принципиальных моментов по отношению Казахстана к Китаю, России, международному сотрудничеству и характеру грядущих реформ.
Впрочем, «критики» Масимова оценили его откровенность:
— Логично, что вопросы развития Евразии обсуждались именно в Казахстане. Страна проводит многовекторную политику и может стать «честным брокером» в диалоге сторон, ищущих точки соприкосновения, — отметила Анджела Стент, директор Центра по изучению Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета.