Страх разоблачения — постоянный спутник жизни второй жены. Тем не менее, многоженство в Средней Азии набирает обороты, несмотря на уголовный запрет. Но у сторонников полигамии своя логика. Считают, что есть шариатский обряд бракосочетания «никах», и этого достаточно, чтобы иметь вторую семью. Закон смотрит на ситуацию иначе, хотя и карает по-разному: штраф или срок. Но это не пугает ни мужчин, ни женщин. Реалии узбекской жизни противоречат закону и общественной морали. Хотя мораль изрядно меняется под воздействием исламских постулатов.
Мадина — вполне современная женщина, у которой распался брак, она осталась с ребенком на руках. Мужчина, который ей нравился, был женат, но ухаживал за ней и полтора года добивался ее руки. После согласия законной супруги мужчины она решила стать второй женой. Мулла совершил обряд «никах» и дал сопутствие на супружескую жизнь. Дома у мужа сыграли скромную свадьбу и… Так и живут уже семь лет.
— О том, что я вторая жена, знают только моя мама и подруги. Соседи и родственники не знают. Я живу в страхе, что узнают мои самые близкие родственники, и я стану изгоем, — комментирует Мадина.
Другая наша героиня, Гульноза, неохотно соглашается рассказать о своей роли второй жены. Законная жена мужа не знает, что у него вторая семья и есть сын. Она домохозяйка, практически не выходит из дома. Муж занимает высокую должность, материальных проблем у них нет.
— Я часто думаю о том, что же будет, если первая жена узнает о нас? Но единственное, что успокаивает — у меня есть сын и он меня любит», — рассказывает Гульноза.
Муж обещал, что перевезет ее в другой город, там будет спокойнее. Теперь Гульноза в ожидании новой жизни в другом городе, далеко от законной жены.
Мукаддас Ахмедову все знают как отин ойи – это религиозный авторитет, она выполняет функции муллы в женских собраниях.
— По мусульманским законам женщина не должна оставаться одинокой. Она должна быть в браке, независимо от того, является ли она первой или второй женой, — утверждает Муккадам Ахмедова. – Жизненные обстоятельства женщины могут сложиться по-разному, но каждая должна быть замужем.
Журналист Нигора Хайдарова пишет статьи, посвященные вопросам семьи и брака. По мнению Нигоры,
практика показывает, что параллельные браки недолговечны. Как правило, муж все равно возвращается к первой жене
— Женщины любят жить в мире иллюзий, им кажется, что они обретут счастье хотя бы в роли второй жены и будут лучше первой, — говорит Нигора.
Одна из причин распространения полигамии в стране – это рост количества разводов, в результате чего женщины остаются в одиночестве. По данным Государственного комитета по статистике, в первом полугодии 2014 года было зарегистрировано 107,8 тыс. браков и 14,4 тыс. разводов. При этом количество разводов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года выросло на 30%. Попытка найти второе счастье законным путем — процесс сложный. Если это все же происходит, это большая удача для узбекской женщины. Разведенные или овдовевшие молодые мужчины, как правило, берут в жены незамужних девушек.
Одинокая женщина в узбекском обществе воспринимается негативно, ее статус ниже, чем у замужней. Она всегда под подозрением — либо любовница, либо что-то не так со здоровьем
Любопытные факты можно наблюдать в исследовании узбекского социолога Игоря Погребова: «Многоженство в Узбекистане: распространенность и оценка». Хотя работа была проведена еще 2001 году, свою актуальность не потеряла до сих пор.
Исследования показали — 50% из опрошенных мужчин считают, что второй религиозный брак допустим, а вот среди женщин таких набралось 30%. Основные обстоятельства, которые оправдывают заключение второго брака, по мнению респондентов таковы:
Женщин, которые становятся вторыми женами, оправдывают 34% мужчин и только 16% женщин. Не оправдывают женщин, становящихся вторыми женами, 50% мужчин и 70% женщин. Тем не менее, часть респондентов-женщин оправдывают вторых жен, выдвигая следующие причины:
Бобомурод, имам хатиб мечети из Кашкадарьинской области говорит, что
в исламе есть и другая норма — справедливо жить с одной женщиной, так как в отношении двух жен не может быть справедливости.
Об этом говорит священный Коран.
— Конечно, сейчас много женщин, которые по разным причинам остались одинокими, у многих материальные проблемы. Думаю, что отчасти введение института двоеженства могло бы стать одним из вариантов улучшения материального положения одиноких женщин, — комментирует ситуацию имам хатиб.
Бобомурод сообщил, что по неподтвержденной информации, в 2005 году Духовное управление мусульман Узбекистана обратилось с письмом в Кабинет министров с просьбой рассмотреть вопрос о легализации полигамных браков в стране, но получило отказ, так как подобный шаг противоречит Конституции и существующим законам.
Журналист и писатель Марфуа Тохтахаджаева говорит, что страна хотя выглядит внешне по-европейски, но сознание осталась на уровне средневековья.
— Исторически в сознании узбеков сложилось так, что одинокая женщина – это ведьма, колдунья, табиб, которая лечит травами и настойками. Они и сейчас воспринимаются изгоями. Одиноких женщин не приглашают на праздники, свадьбы и другие женские мероприятия бытового характера, — комментирует ситуацию Марфуа Тохтахаджаева.
Она считает, что фундаментальный вопрос — это изменения, происходящие в узбекской семье. Эта неисследованная сфера, и понятно только, что по сути, семья в узбекском обществе остается патриархальной.
В любой семье пытаются девушку выдать замуж как можно быстрее из-за опасения, что она останется одинокой «старой» девой
— Пока в семьях не утвердятся новые современные отношения, положение узбекской женщины останется на прежнем уровне, — утверждает Марфуа Тохтахаджаева.