В Павлодарской области полторы тысячи сельских жителей боятся остаться без своего жилья. Дело в том, что в селе Парамоновка официально не оформлен практически ни один жилой дом. Люди надеялись на программу по легализации, но она стала для них недоступной, сообщает «31 канал».
57-летняя Мария Шмидт — мать пятерых детей и бабушка семерых внуков. Огромная семья, состоящая из 17 человек, живет в двухкомнатной землянке, построенной больше 30 лет назад. Но и ее они могут лишиться. Мария Шмидт говорит, что им не по карману легализация. Единственный работающий сын перебивается случайными заработками.
— Раз дети есть, то они и должны помогать. А где мой сын деньги возьмет, если ему по 2-3 месяца не платят зарплату? Жить-то надо на что-то, — говорит жительница с. Парамоновка Мария Шмидт.
Мария Шмидт и другие жители Парамоновки приехали сюда сорок лет назад. В советские времена это был большой и образцовый колхоз. На руках у 400 семей только «квиточки» советской эпохи, где написано, в каком доме кто живет. Люди понадеялись на государственную программу легализации, по которой жителям сел оформляют все бесплатно, но оказалось, что они под нее не попадают, так как у них нет даже актов на землю.
— Приезжали с района человек 7 или 8, и наш аким, которого мы впервые увидели, сказали, что если в данный момент вы не оформите ваши дома, не заплатите эксперту и так далее, то мы ваши дома поставим на баланс районного акима, и вы будете ему платить, — утверждает жительница с. Парамоновка Елена Ахмадиева.
Цена вопроса — от 50 до 100 тысяч тенге за участок. Однако жители Парамоновки уверяют, что для их села это просто огромные деньги. Ведь работа здесь сезонная. Семьи — сплошь многодетные.
— Им жалко потратить какие-то 50 тысяч тенге, чтобы легализовать дом на полмиллиона. Но это стоит же? Игра свеч стоит! — уверен аким Достыкского сельского округа Павлодарской области Нурлан Байкаиров.
Альтернативных вариантов местные власти деревенским жителям не предложили. Так что их дома, скорее всего, останутся в госсобственности, и семьи никогда не смогут их ни продать, ни передать по наследству. Тем временем, легализация имущества, которая стартовала в сентябре прошлого года, подходит к концу. Прием документов завершится в последних числах ноября. По летним данным, казахстанцы вывели из теневого сектора имущество и денежные средства на сумму почти в триста миллиардов тенге.