Мы пытались найти в годовом отчете банка CenterCredit информацию о вознаграждении высшего руководства, а вместо этого узнали об… истории казахских национальных инструментов! В дополнение к этому мы получили информацию об итогах работы Таможенного союза, объеме розничной торговли в Казахстане и т.д. В общем, в годовом отчете одного из ведущих банков страны нашлась масса отвлеченной информации, но только не нужные нам цифры о работе банка.
Годовые отчеты банков во всем мире пишутся по определенным стандартам, информация подается сухо и по существу — потому что это крайне важный финансовый документ, необходимый для аудиторов и аналитиков. Отчет должен быть удобен как хороший справочник, что предполагает наличие оглавления, логичной разбивки на секции, легко читаемые цифры, графики и таблицы. Конечно дизайн тоже важен, но важен исключительно с точки зрения «незаметности».
Но банк CenterCredit решил пойти по другому пути. Их отчет за 2014 год насыщен дизайнерским креативом и посторонней информацией. Из отчета можно узнать массу информации… о стране, но не о банке. Например, о том, что «в 2014 году Казахстан улучшил позиции в рейтинге инноваций, однако ухудшил показатели в рейтинге процветания». Или о том, что «в 2014 году объем валового выпуска продукции (услуг) сельского хозяйства составил 2 510 млрд тенге, что выше уровня 2013 года на 5,2%». В отчете также сообщается, что «наблюдался рост в области строительства, по итогам года объемы строительных работ возросли на 8,7% и составили 2 653 млрд тенге».
Полезна ли эта информация аналитикам, собирающим информацию о работе банка? Вопрос риторический.
Зато из этого же документа можно узнать, сколько спама разослал банк своим клиентам за текущий год и как занимался «телефонным терроризмом» —
на страницах отчета есть информация о том, что «за 2014 год проведено 1 206/1 200 кампаний по исходящим групповым автоматическим телефонным обзвонам банковских клиентов. Всего массовому телефонному обзвону за 2014 год подверглись 314 006/278 871 попыток дозвона (рост +11,2%), при этом положительный результат (уровень дозвона) в среднем составил 65%/69% (снижение -4%)».
Но самое удивительное — почти половину страниц отчета занимают красочные иллюстрации национальных инструментов. Здесь и домбра, и кобыз, и адырна, жетыген, сазген, керуиш, монохорд и саз сырнай. Очевидно, этот отчет можно и нужно рекомендовать студентам музыкальных школ — его запросто можно использовать в качестве реферата. Но вот что делать финансовым аналитикам и инвесторам с информацией о домбре?
За всем этим потоком странно подобранной информации теряется суть — выражение достижений банка в реальных цифрах. В общем, необходимые нам сведения о вознаграждении высшего руководства в отчете мы так и не нашли.
Зато вдоволь налюбовались на музыкальные инструменты и узнали их историю. И вы приобщайтесь!