В Астане прошло заключительное заседание рабочей группы по изучению причин гибели сайги. К сожалению, ученые вновь не смогли назвать причины массовой гибели степной антилопы.
Как рассказал порталу 365info.kz заместитель директора Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК) Сергей Скляренко, Институт проблем биологической безопасности, который должен был свести воедино все мнения экспертов, проанализировать их и представить итоговый анализ, ограничился в этот раз описанием причин гибели домашнего скота в местах падежа сайгаков. Причем доклад был настолько расплывчатым, что вызвал законное недоумение председательствующего вице-министра МСХ Ерлана Нысанбаева.
Какого-либо ясного документа, перечисляющего все гипотезы гибели или хотя бы убедительно опровергающего заведомо несостоятельные домыслы, институтом представлено не было. В итоге причиной массового падежа животных (в 2014 году численность сайгаков в Казахстане составляла 256,7 тыс. особей, сегодня — 31 300 особей — прим. авт.) остается все тот же пастереллез (или полимикробное поражение) в качестве вторичной инфекции без указания ясной первопричины.
Возникает риторический вопрос:
до каких пор наши биологи-изыскатели будут тратить бюджетные деньги, чтобы затем выпускать путаные доклады и отчеты?
Отметим, что с 2010 по 2014 год на научные исследования падежа сайги МОН РК было выделено 332 миллиона тенге. На будущий год ученые просят у государства еще 350 миллионов.
Но здесь уже возмутились другие специалисты, присутствовавшие на заседании:
— Вы выиграли тендер на 330 миллионов, провели работу, сделали вакцину. Пучки сена обмакиваете в вакцину. И сейчас опять просите деньги! — негодовал биолог Адилькасым Жакипбаев.
А «главный» эколог Казахстана Мэлс Елеусизов заявил, что
если популяция сайгаков не будет сохранена, Казахстан опозорится на весь мир
— В условиях кризиса такие деньги не выделят, — сказал Елеусизов. — Но сейчас нужно исследовать места обитания, пути миграции, посмотреть клещей, которых можно уничтожить путем санобработки самолетом, вертолетом.
— Нельзя сегодня выделять такие большие суммы без ясного плана работы, — полагает и Сергей Скляренко. — В свое время АСБК предлагала ряд мер, которые могут пролить свет на причины гибели сайги. Эти меры не выполняются. Для того, чтобы найти первопричину, нужно составить пространственно-временную карту движения и жизни сайгаков за последние пять лет. Именно пять лет назад АСБК стала ставить чипы-передатчики на животных с целью слежения за путями их миграции со спутников. Необходимо наложить карты миграции сайги на карты полетов ракет (чтобы знать, куда падали остатки топлива), сравнить с погодными картами (чтобы знать, в каком году была дождливая весна, а значит бурный рост кормов), учесть розу ветров и попробовать найти корреляцию всех факторов. Кроме этого, сегодня у нас есть карта с индексом продуктивности пастбищ, мы точно можем знать, где какая была трава и так далее.
— По результатам мониторинга, который мы проводили с сотрудниками комитета и РГП «Охотзоопром», оставшаяся численность популяции сайгаков составляет порядка 31 300 особей, — сказал Сергей Скляренко. — Эта цифра не точная. Окончательный ответ будет дан весной. Но нам надо смотреть правде в глаза. Впереди зима, впереди джут.
Погибло 210 тысяч сайгаков, таких масштабов не было никогда!
— Да, в советское время погибало по 400 тысяч голов сайги, такие случаи были. Но в процентном соотношении сегодняшняя гибель сайги не имеет прецедентов, не имеет аналогов. Ситуация может стать еще более мрачной. Сейчас мы опираемся на цифру в 31 300 особей, которую должны сохранить. Это не задача охраны, это задача науки. МОН РК должен задействовать все международные институты.
Совещание закончилось тем, что вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев предложил создать отдельную рабочую группу.
— Сегодня важно, чтобы еще до начала весны научно-исследовательские институты, Институт по вопросам биологической безопасности, Институт зоологии, ботаники и так далее определили точно все наши действия в весенне-летний период. Должны синхронно работать люди, изучать почву, идти на шаг впереди миграции популяции сайгаков и практически предугадывать все вопросы, связанные с питанием, с климатическими условиями. Предстоит большая работа. Мы будем совершенствовать свою работу по охране сайгаков от браконьерства. Это единственная функция, которой мы наделены.
В конце отметим, что сегодня создана и действует под эгидой Боннской конвенции международная рабочая группа по причинам гибели сайги с участием ученых из ряда стран. Эта группа проводит в числе прочего ретроспективный анализ всех прошлых зафиксированных случаев гибели, чтобы попытаться найти какие-то закономерности. Другими словами,
группа делает то, что пока только обещает Министерство образования и науки РК при условии выделения средств
Возможно, какие-то результаты работы международников будут обнародованы во время встречи по выполнению «Меморандума по сохранению сайгака», которая пройдет в последних числах октября в Ташкенте.