В Алматы завершается рассмотрение уголовного дела против Ивана Хуторного, который после потасовки с парковщиком Алпамысом Сапаховым в центре города два раза выстрелил ему по ногам. Кроме «хулиганства», в отношении «Ивана-стрелка» Алмалинский районный суд также рассматривает обвинение в клевете: в конце марта Хуторной в одном из своих интервью обвинил следователя в вымогательстве у его родителей 15 тысяч долларов.
1 октября в суде состоялись прения сторон. Гособвинитель Даурен Халыков в своем выступлении заявил, что вина подсудимого в совершении хулиганства и клеветы доказана, и попросил суд назначить Хуторному 3 года лишения свободы в колонии общего режима.
Приведем наиболее любопытные факты, сказанные прокурором во время выступления в прениях.
— Органами уголовного преследования, а также в судебном заседании было установлено, что между Хуторным и Сапаховым возникла словесная ссора, в ходе которой
у Хуторного возник преступный умысел, направленный на совершение хулиганства, сопровождающегося насилием с применением газотравматического оружия,
специально приспособленного для причинения вреда здоровью, — заявил суду Даурен Халыков. — Хуторной, находясь в общественном месте, достал принадлежащий ему газотравматический пистолет калибра 9 мм и произвел несколько целенаправленных выстрелов травматическими пулями в сторону Сапахова, целясь ему по ногам. В результате две травматические пули от выстрелов Хуторного попали в левую ногу Сапахова и причинили ему, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, телесные повреждения в виде ран на левой голени. После произведенных выстрелов в Сапахова Хуторной сел в салон своей автомашины и попытался скрыться с места совершения преступления. Однако, увидев происходящее,
посторонние лица, находящиеся в районе совершения преступления, перегородили выезд автомашины Хуторного с парковки, чтобы не дать ему возможность скрыться с места до приезда сотрудников полиции.
В это время Хуторной, вооруженный травматическим пистолетом, намереваясь скрыться с места совершения преступления, побежал в сторону торгового дома «Зангар» и поднялся на 2-й этаж в магазин Зара. За ним также побежали лица, пытающиеся пресечь преступление. Находясь на 2 этаже указанного функционирующего магазина, где в этот момент находились работники магазина и посторонние покупатели, Хуторной произвел еще один выстрел из пистолета, в результате чего повредил стеновую панель. Прибывшими на место сотрудниками вневедомственной охраны совместно с охранниками магазина Хуторной был задержан и в дальнейшем передан сотрудникам дорожно-патрульной полиции УВД Алмалинского района.
Таким образом, утверждает гособвинитель, Хуторной совершил хулиганство, сопровождающееся применением насилия, совершенного с применением газотравматического оружия, то есть совершил преступление, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 293 УК РК.
— Не останавливаясь на содеянном и продолжая свои преступные действия, пытаясь избежать уголовной ответственности, 31 марта 2015 года Хуторной, будучи подозреваемым в совершении преступления по данной статье, в СМИ в устной форме распространил заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство лица, осуществляющего досудебное расследование,
публично через СМИ обвинил следователя Нусупбаева в совершении тяжкого преступления — вымогательства денежных средств в сумме 15 тысяч долларов США у родителей Хуторного за прекращение уголовного дела, несмотря на якобы состоявшееся примирение между ним и потерпевшим Сапаховым.
Тем самым подорвал деловую репутацию следователя, оклеветал лицо, осуществляющего досудебное расследование, обвинив его в совершении тяжкого преступления. Таким образом Хуторной Иван Николаевич совершил преступление, предусмотренное частью 3 статьи 411 УК РК.
Известно, что на предыдущем заседании, с которого была удалена пресса, потерпевший парковщик обратился к суду с заявлением о том, что Хуторной возместил ему моральный и материальный вред, и претензий он к нему не имеет. Прокурор Халыков упомянул этот факт в своем выступлении, однако в итоге запросил для «Ивана-стрелка» 3 года колонии общего режима за хулиганство и 2 года — за клевету, а окончательно, путем поглощения мягкого наказания более строгим, — 3 года колонии.
Адвокат стрелка в прениях обратил внимание суда на любопытные детали того весеннего конфликта между водителем и парковщиком.
— На незаконные требования Сапахова (который не являлся штатным сотрудником уполномоченной организации — ТОО «АлматыСпецПаркинг-Сервис») оплатить парковку, Хуторной попросил предоставить талон на оплату и документы, подтверждающие полномочия сотрудника, — сказал защитник подсудимого. — В связи с тем, что Сапахов ничего не предъявил и продолжал требовать деньги, Хуторной собрался выезжать с обочины.
В этот момент Сапахов схватил Хуторного за пальто через открытое окно и нанес удар кулаком по левому уху. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Хуторному причинена закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, ушиб мягких тканей.
Выйдя из машины, Хуторной потребовал показать знак платной парковки, однако Сапахов ничего не смог показать, так как данного знака не существовало. После этого Хуторной решил вернуться в свой автомобиль и продолжить движение. Однако Сапахов потребовал, чтобы Хуторной оставался на месте, так как он вызвал подмогу. В свою очередь, Хуторной решил вернуться в машину, однако Сапахов, пытаясь удержать Хуторного, резко ударил его несколько раз.
В этот момент Хуторной вытащил из своего кармана зарегистрированный в установленном законом порядке газотравматический пистолет и предупредительно выстрелил в асфальт три раза.
Видя, что это не останавливает Сапахова, Хуторной два раза выстрелил Сапахову по ногам и направился в сторону своей машины.
По словам адвоката, Хуторной позвонил в полицию по номеру 102, что зарегистрировано и зафиксировано.
— В это время ранее незнакомые люди, перегородив дорогу, не дали ему выехать. Дозвонившись до оператора 102, Хуторной сообщил, что подвергается нападению, и вызвал помощь.
Далее Сапахов с незнакомыми Хуторному ранее людьми стали вытаскивать его из машины, бить по лицу и угрожать физической расправой.
Хуторной побежал в сторону торгового дома «Зангар», чтобы спастись от Сапахова и настигавших его незнакомых лиц, так как там находилось большое скопление людей. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями Хуторного, Коротковой, свидетеля Мамбетжанова, который показал, что парковщики угрожали расправой Хуторному, свидетеля Чукатаева, который показал, что Хуторной вбежал именно в магазин, так как опасался за свою жизнь.
Что касается эпизода клеветы, то и в этой части «Иван-стрелок» свою вину признал, однако его защитник отметил, что после сообщения в СМИ о вымогательстве взятки департамент собственной безопасности, а также антикоррупционная служба должны были провести проверку.
— На следующий день после интервью, то есть 1 апреля 2015 года, старший следователь по особо важным делам следственного управления ДВД Алматы возбудил уголовное дело против Хуторного по клевете, то есть сыграли на опережение, — заявил адвокат. —
Непонятно, каким образом следователь УВД Алмалинского района Нусупбаев оказался по этому факту потерпевшим, так как в видеозаписи фамилия последнего не упоминается.
Если, как утверждает Нусупбаев, задеты его честь и достоинство, почему он не обратился в суд и не защитил свое четное имя? Но, невзирая на эти обстоятельства, Хуторной принес извинения Нусупбаеву. В связи с тем, что в действиях Хуторного отсутствует состав клеветы, прошу вас оправдать Хуторного по части 3 статьи 411 УК РК.
Адвокат просил суд не лишать Хуторного свободы, так как подсудимый полностью признал свою вину, глубоко раскаялся, впервые привлекается к уголовной ответственности, имеет на иждивении малолетнего ребенка и пожилых родителей, положительно характеризуется, возместил потерпевшему Сапахову материальный и моральный вред, и тот к обидчику претензий не имеет.
Сам Иван в прениях попросил суд быть к нему милосердным и не лишать его свободы. С последним словом подсудимый выступит 6 октября.