Проблемы с предлагаемым внедрением в Казахстане налога с продаж прокомментировала менеджер департамента налоговых услуг PricewaterhouseCoopers Дана Токмурзина, передает КазТАГ.
«По своей сути налог с продаж — это косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как некоторый процент от стоимости реализованного товара (услуги). Более точным определением будет «налог на транзакцию», так как налогом облагаются конкретные сделки по не освобожденному от налогообложения имуществу», — сообщила Д. Токмурзина в комментарии агентству КазТАГ в четверг.
По словам эксперта, налог обычно исчисляется при розничной продаже, или в более широком смысле, в момент покупки товаров конечным потребителем.
«Налог с продаж уплачивается один раз, на этапе розничной реализации устанавливается на финальную цену продажи или полученной валовой выручки. Соответственно, необходимо каким-то образом определить признаки, характеризующие продажу товара конечному потребителю и отделить ее от продажи для коммерческого использования, например, дальнейшей продажи», — отметила Д. Токмурзина.
Таким образом, по мнению менеджера департамента налоговых услуг PwC, первым вопросом в администрировании налога с продаж становится вопрос определения окончательного потребителя товара (услуги), то есть фактического налогоплательщика.
«Налог с продаж не может применяться для экспортных продаж. Налог с продаж также не предполагает возврата налога из бюджета, так как взымается только в рознице и не требует механизма зачета. Однако такое ограниченное применение налога создает потенциальную проблему сбора налога в розничном секторе. Из плательщиков налога выпадут импортеры, производители, оптовые дистрибуторы, то есть все те, кому по своему размеру и статусу приходится быть добросовестным налогоплательщиком», — обратила внимание эксперт.
При этом остается множество предприятий малого бизнеса, которые «прячутся» в упрощенных налоговых режимах. В отличие от НДС, если кто-то из налогоплательщиков откажется платить налог с продаж, то бюджет теряет всю сумму налога целиком, утверждает она.
«В настоящее время налог с продаж существует в США, где он сопряжен с определенными проблемами, связанным с федеральным устройством государства. Например, в каждом штате свои ставки налога с продаж, база и плательщики. При этом ставка налога варьируется от 1% до 10%, взимается на трех уровнях (город, штат, государство) и плательщиком является окончательный потребитель. Также данный налог существует в ряде развивающихся государств Южной Америки и т. д.», — подчеркнула Д. Токмурзина.
«Модель, которую предполагается ввести в Казахстане, имеет определенные сходства с налогом с продаж, существующим в мире. Однако казахстанская модель, возможно, будет иметь свои уникальные особенности, например, взимание налога на каждом уровне продаж по ставке от 3% до 5 %, отсутствие зачета и возврата уплаченного налога», — добавила менеджер департамента налоговых услуг PwC.
Вероятно, основной причиной рассмотрения замены одного косвенного налога на другой стала проблема возврата НДС. В настоящее время казахстанские экспортеры имеют право на возврат НДС, возникающего в связи с экспортом товара за пределы РК (нефть, твердые полезные ископаемые, зерно, рыба и другие товары), сообщила налоговый специалист.
«Однако на практике такой возврат получить сложно. Так, возврат НДС сопряжен с налоговой проверкой экспортера, его непосредственных поставщиков и поставщиков всех нижестоящих уровней (проведение «пирамиды»). Указанная «пирамида» выявляет проблемы на пятом, седьмом и далее уровнях. При этом одна проверка за один год плавно перетекает в налоговую проверку следующего года и т. д., пока не истечет срок исковой давности и возврат становится невозможным», — отметила Д. Токмурзина.
«Проблема усложняется недобросовестными предпринимателями, которые создают «прослойки» между покупателем и поставщиком и фактически занимаются обналичиванием денег, что в корне подрывает доверие государства к остальным налогоплательщикам» — заключила эксперт PwC.