Алисия Харт работает в Алматы несколько лет и выработала особые правила общения с бомбилами в Алматы. Об этом — ее видеоинструкция для американцев. Которая будет интересна и казахстанцам.
«Сейчас я живу в Алматы, самом большом городе в Казахстане, и хочу поделиться своим опытом передвижения на неофициальном такси. В городе существуют и официальные такси, но их не так много и в общем потоке практически незаметны. Они не имеют традиционно жёлтой окраски машин и от любой другой отличаются, может быть, только гребешком на крыше. Но распространённым способом передвижения, помимо общественного транспорта, являются неофициальные такси, или как их называют в народе – «бомбилы».
Звучит довольно экзотично, но система работает уже много лет. Чтобы попасть в нужную вам часть города, вам просто надо выйти на дорогу, не на середину проезжей части конечно, а встать сбоку и поднять руку, буквально через десять секунд остановится машина. Скажите куда вы хотите попасть и назовите свою цену.
Обычно таксисты говорят цену на сто тенге выше, так что вам придётся немного поторговаться. Не соглашаясь с ценой, вы начинаете уходить, чтобы поймать другую машину. Обычно в этот момент таксисты говорят: «Садись, садись, поехали», что означает согласие с вашей ценой за поездку.
Однако есть и сюрпризы: вы никогда не знаете, что за человек управляет машиной, очень часто окна затонированы и вы не увидите, сколько людей уже сидит у него в машине, пока он не остановится рядом с вами. Вам придётся много разговаривать с таксистами на русском или казахском. Но самое главное, что вам нужно знать – это названия улиц и цены в тенге, в основном в сотнях. Средняя цена поездки составляет 300 тенге, что немногим меньше двух долларов США. Самое большое, что я платила за поездку на таком такси, было 500 тенге, около трёх долларов, и это за расстояние из одного конца города в другой. Пользоваться услугами неофициальных такси получается очень выгодно. Но иногда я терпеть не могу торговаться с таксистами, особенно поздно вечером. В среднем я пользуюсь такси около трёх раз в неделю, когда заканчиваю уроки в одной из школ города в удалённом районе.
Можно было бы ездить на автобусах, но это отдельная история – большинство маршрутов перестают работать около 9 вечера, а уроки у меня заканчиваются в 9.30.
Некоторые водители не особо разговорчивые, и это на самом деле здорово. Вы спокойно сидите на заднем сиденье, пока они вас везут. Но другие… Догадавшись по моему акценту, что я иностранка, начинают засыпать кучей вопросов: замужем ли я, сколько мне лет, откуда я, чем я здесь занимаюсь. С какой-то стороны мне подобные беседы даже полезны в плане разговорной практики.
Но некоторые вопросы выбивают из равновесия, например: «а сколько вы зарабатываете?». Почему это вообще должно кого-то беспокоить?
За этим следуют типичные рассуждения: «А почему вы работаете здесь, а не в Америке? Вы зарабатываете здесь больше, чем там?» Я всегда пытаюсь отвечать, что зарабатываю в среднем меньше, чем зарабатывала бы в Штатах.
А ещё много людей пытается взять мой номер телефона с предложением встретиться, хорошо провести время или с просьбами подучить их английскому языку. Стараясь быть вежливой, я пару раз поначалу оставляла свой номер. Больше я так не делаю. Позже мне сказали, что
таксисты с самого начала знали, что я иностранка – я улыбаюсь слишком много и у меня всегда приветливое выражение лица.
Сейчас у меня выработался свой метод: я делаю хмурое безразличное выражение лица, равнодушным голосом называю нужный мне перекрёсток и цену. Диалог выглядит приерно так:
— Абая-Ауэзова за триста.
— Четыреста!
— Нет, триста, — поворачиваюсь в сторону дороги и собираюсь голосовать дальше.
И этот метод работает. При этом нельзя медлить, нужно быстро и чётко назвать адрес. Но, несмотря на всё перечисленное, я получаю огромную порцию самоудовлетворения каждый раз, когда мне удаётся успешно «поймать» такси. Из-за того, что меня устраивает цена за поездку, что идет ненавязчивая беседа, я отлично понимаю водителя, а он меня. Каждый раз я чувствую маленькую победу.
Вот в принципе краткое описание того, как в Алматы работает система неофициальных такси – вы садитесь в машину к незнакомцу, вам нужно торговаться и потом надеяться, что он отвезёт вас именно туда, куда нужно вам, и не подумает, что вы баснословно богатая иностранка, случайно заблудившаяся в чужой стране».