Политика многоязычного образования в РК должна основываться на научных данных, а не на личном опыте «я же выучил язык», считает директор языкового центра университета КИМЭП Жулдыз Смагулова, передает КазТАГ.
«Необходим детальный анализ аргументов заинтересованных сторон – учителей, родителей, администраторов, чиновников и других – в пользу многоязычного образования. Образовательная политика и эффективная методика должны основываться на научных данных, а не на анекдотичных примерах и персональном опыте типа «я же выучил язык», — сказала Ж.Смагулова в ходе экспертного обсуждения «Реформа школьного образования в Казахстане: большая перемена».
По ее словам, внедрению трехъязычного образования в школе препятствуют некоторые проблемы. В частности, по ее мнению, ребенок должен учиться в школе на родном языке, а приступать ко второму и иностранному только тогда, когда «консолидирована система родного языка».
«Иначе может произойти потеря первого языка или наступит так называемый семилингвизм, когда человек не может грамотно говорить ни на одном из языков, которые изучают», — подчеркнула Ж.Смагулова.
Она добавила, что когда ребенок изучает другой язык или предмет на другом языке, зачастую это проходит за счет других потенциальных навыков и знаний.
К тому же, по ее утверждению, нет никаких исследований, на каком уровне школьники владеют вторым или иностранным языком, чтобы они могли переходить на изучение того или иного предмета на этом языке.
По мнению Ж Смагуловой, преподавание на втором языке не может быть эффективным, если не соблюдены ряд условий.
«Преподавание на иностранном языке не может быть эффективным, если учителя не владеют языком, не знакомы с теорией и практикой двуязычного образования, не снабжены учебными материалами высокого качества», — сказала она.
Также, по ее словам, не выдерживает критики и обращение к международному опыту.
«В Южной Корее пытались ввести преподавание части предметов на английском языке. Обладая ресурсами, страна завезла англоязычных преподавателей, но оказалось, что они неважно знают предмет. В Малайзии пошли по пути переподготовки своих специалистов, но там достаточное владение английским языком продемонстрировали порядка 1 % педагогов. Корея отказалась от этой идеи, подумывают об этом и в Малайзии», — рассказала Ж. Смагулова.
Напомним, ранее министр образования и науки РК Аслан Саринжипов заявил, что в казахстанских школах в рамках внедрения трехъязычной модели образования предлагается преподавать предметы «Казахская литература», «История Казахстана» и «География Казахстана» на казахском языке во всех школах, вне зависимости от языка обучения. Для внедрения английского языка планируется организация летней «языковой четверти», к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. Кроме того, в старших классах на английском языке предлагается изучать такие предметы, как информатика, физика, химия и биология.