Сколько зарабатывает самый дорогой аэропорт страны и кому, собственно, принадлежит этот стратегический объект? Мы обобщили данные из открытых источников и выяснилось, что зарплата директора крупнейшей воздушной гавани страны… всего 370 тысяч тенге в месяц.
Аэропорт Алматы снова попал в новости — люди недовольны высокими ценами на еду в кафе. В ответ администрация воздушных ворот Алматы пригрозила судом за любые публикации на эту тему. По мнению руководства, такие публикации создают негативный имидж и подрывают деловую репутацию. Однако есть и открытые цифры, которые могут многое рассказать о работе этой воздушной гавани.
По данным из открытых источников, чистая прибыль ОА «Международный аэропорт «Алматы» за прошлый год составила 47 295 млн тенге, что на 11% (или на 4 634 млн тенге) больше, чем за предыдущий отчетный период.
Основной причиной увеличения выручки стал доход от реализации авиатоплива на сумму 3 539 млн тенге. Всего же сумма реализации составила 27 919 млн тенге. Однако, как отмечается в официальном отчете организации о финансовых результатах за прошлый год, в связи большим увеличением себестоимости авиатоплива, прибыль от его реализации уменьшилась на 1 486 млн тенге.
Впрочем, по остальным секторам деятельности доходы по отношению к 2013 году только возросли. Так:
Особый момент в этом отчете — реализация топлива. Не так давно одна из авиакомпаний Казахстана разослала сотрудникам отчет, из которого следовало, что цены на авиатопливо в этом году упали на рекордно низкий уровень за последние 6 лет. Для авиакомпаний это хорошо. А вот для аэропорта — не очень.
Конечно же, Международный аэропорт Алматы стремится получать доходы не только от перевозки пассажиров по воздуху, но и от их обслуживания на земле, в том числе через привлечение на территорию аэровокзала бизнеса в сфере торговли и услуг.
В прошлом году неавиационные услуги в общую копилку аэропорта принесли 2 235 млн тенге, что на 23% больше по сравнению с 2013 годом.
Прочие доходы организации (аренда, выручка от использования автостоянки, реклама, упаковка багажа и пр.) составили 159 млн тенге против 509 млн тенге в 2013 году.
К слову, показатели остальных аэропортов Казахстана намного отстают от результатов воздушной гавани «южной столицы».
Из того же годового отчета, опубликованного на официальном сайте KASE, следует, что
среднемесячная зарплата работников аэропорта в 2014 году составляла 129,6 тысяч тенге.
Кроме того в отчете имеется информация по годовому вознаграждению президента АО«Международный аэропорт Алматы» Бекмухамбетова Айбола Ануаровича. Согласно данным отчета,
в 2014 году президент получил вознаграждения в сумме 4461,6 тыс. тенге. То есть глава аэропорта получает 371 800 тенге в месяц. Всего.
Самый востребованный в Казахстане терминал международных перевозок имеет законспирированную структуру собственности: воздушная гавань на 100% принадлежит компании Venus Airport Investment B.V. О данной компании известно немного, точнее — только то, что она же владеет инвестиционной компанией Meridian Capital. Как утверждает в своем аналитическом обзоре журнал Forbes Kazakhstan, ни одному СМИ так и не удалось выяснить, кто же стоит за Venus Airport Investment B.V., хотя одноименное АО по сию пору является эмитентом KASE.
«Офшорные «матери» по-прежнему крайне популярны во всех высокорентабельных сферах казахстанской экономики и даже владеют стратегическими объектами», – пишет издание.