За последние дни в Казахстане были задержаны сразу три пользователя социальных сетей, которым вменяется разжигание социальной, межнациональной розни и посягательство на суверенитет Казахстана. Начато начато досудебное расследование.
Во всех случаях подозреваемые опубликовали (или «разрешили» присутствие) на своих личных страничках в соцсетях чужие мнения экстремистского толка. Значит ли это, что теперь в нашей стране можно попасть под уголовную ответственность за высказывания и мнения посторонних людей?
Прокомментировать ситуацию мы попросили известного аналитика Казнета Александра Ляхова.
— Действительно ли теперь за чужой комментарий экстремистского характера, размещенный на страничке в социальных сетях, будут наказывать владельца аккаунта?
— Конечно, и я давно об этом говорил. Ведь личная страничка в соцсетях — это как забор возле вашего дома. И каждый должен за этот «забор» отвечать. Представьте, ночью на стене вашего дома (или на заборе) кто-то написал: «Долой президента!». Утром проезжает полиция, видит надпись. Вы им объясняете, что это не ваших рук дело. Они верят, но требуют стереть надпись. И если вы ослушаетесь и надпись останется на месте, уже не автор надписи, а вы будете отвечать. Поскольку
ваше бездействие говорит, что вы поддерживаете автора-экстремиста
Можно будет уже вызвать наряд и «оформить» вас за призыв к свержению действующей власти.
— Выходит, что и «Одноклассники», и «ВКонтакте», и «Инстарграм», и «Фейсбук» — средства массовой информации? И моя страничка — как статья в газете?
— Конечно! И такое определение введено тоже давно. Поэтому я повторял и повторяю: если не хотите сесть в тюрьму — следите за «забором», то есть за аккаунтом. Ведь
сегодня в интернете развелось множество провокаторов, они могут выбрать именно вас.
Найдется и множество «доброжелателей», которые моментально сообщат «куда следует», что на вашей страничке «висят» провокационные надписи, ссылки и так далее.
— У меня был такой случай, когда на моей страничке в Твиттере стали появляться разные призывно-провокационные лозунги. Я сначала удалил эти призывы, а потом и сам навсегда удалился с Твиттера…
— И правильно сделали, иначе, возможно, мы бы с вами сейчас и не разговаривали. Хотя в Твиттере все не так явно, как скажем, в Фейсбуке, где у каждого есть свой четкий аккаунт.
— Понятно, но согласно законодательству, к казахстанским СМИ относятся только лишь сайты Казнета («kz» или «қаз»). А все остальные — это иностранные СМИ. Например, «Одноклассники» — это российский ресурс. И я, публикуя что-нибудь на этом ресурсе, как бы «выхожу» за предела Казнета…
— Неправильно. Портал может быть какой угодно — российский, китайский или американский. Но
аккаунт на иностранном ресурсе, созданный вами — это ваш личный ресурс, то есть ваша ответственность.
Вы создали страничку, вы — резидент РК, вы должны соблюдать законы РК.
К тому же, когда вы заводите аккаунт, должны прочитать лицензионное соглашение, где прямо указывается, что можно делать на том или ином портале, а что нельзя. Другое дело, что многие такую оферту не читают, а потом сильно удивляются: «За что меня арестовали?!».
— А как же быть тогда с пресловутой «свободой слова»?
— Дело в том, что во многих странах мира не разделяют личное мнение человека и его общественную позицию. Любая ваша реплика может быть рассмотрена как выражение гражданского или общественного мнения. И потом,
свобода слова всегда была и будет ограничена вашей обязанностью соблюдать закон страны, в которой вы живете.
Другими словами вы имеете возможность плюнуть кому-нибудь в лицо, но должны знать, что ответите за это по закону.
— Хорошо, пусть так. А если вдруг открыл человек аккаунт в соцсети да и забыл про него? Или уехал надолго и не следил за страничкой. А ему за это время кто-то из «друзей» насыпал в страничку кучу дряни. Как тогда быть?
— Отвечать по-любому придется. Поэтому повторю: следите за своими страничками или вовремя их закрывайте. Это серьезная вещь. В любую минуту вам могут такого навалить, да еще откомментировать, сделать вашу страничку сверхчитаемой! А вы никак на это не реагируете. Значит — согласны.
— Интересно, а за рубежом так же?
— Даже жестче. Когда мы киваем на якобы демократичные США, почему-то забываем, что там за любое высказывание в Сети, которые пользователь посчитает оскорбительным, можно угодить за решетку. Так,
слова «представительница слабого пола» по отношению к женщине могут быть расценены как нарушения гендерного равенства, то есть оскорбление.
Просто у нас Интернет сильнее привязывают к СМИ, а там считают его просто частью жизни. И законы, действующие в обычной жизни, точно так же работают и в Сети.