Сегодня внимание казахстанцев приковано к судебному процессу Ергалиевой против Жакияновых. Корреспондент сайта Serke.org Берік Мыңжасар попытался разобраться в перипетиях конфликта бывших семейных друзей.
«Прежде чем искать ответ на этот вопрос, напомним, откуда такая сумма денег появилась у Гульжан Ергалиевой.
Известно, что осенью 2010 года Гульжан Ергалиева и Булат Абилов продали людям во власти принадлежавшую им оппозиционную газету «Свобода слова». Однако до сих пор не говорилось, сколько денег с этого они поимели. Купля-продажа была совершена в тайне.
На заседании суда Гульжан Ергалиева озвучила сумму своей доли — 2,5 миллиона долларов. Как пояснила сама оппозиционная журналистка, на 750 тысяч долларов она приобрела трехкомнатную квартиру, открыла интернет-сайт, а оставшиеся 1 миллион долларов дала супругам Жакияновым — на тот момент между Гульжан Ергалиевой и семьей Жакияновых царила тесная дружба и доверительные отношения.
На суде адвокат Жакияновых Инесса Киселёва заявила, что
1 миллион долларов Гульжан Ергалиева передала семье Жакияновых в порядке спонсорской помощи, и его нельзя воспринимать как долг, который подлежит возврату
Далее адвокат заявила, что Гульжан Ергалиева от продажи «Свободы слова» получила не 2,5 миллиона долларов, а 9. Поэтому она имела возможность оказать чете Жакияновых такую спонсорскую помощь.
Это вызвало гнев Гульжан Ергалиевой. Она заявила, что подаст против Карлыгаш Жакияновой еще один иск за клевету.
Дружба между журналисткой Гульжан Ергалиевой и Галымжаном Жакияновым завязалась в период деятельности политического объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Лидеры объединения, Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов, отбыли тюремные сроки за коррупционные преступления, совершенные за время пребывания на государственной службе. В результате ДВК распалось на два лагеря. Во время этого конфликта Гульжан Ергалиева была на стороне Галымжана Жакиянова.
2007-2008 годы Галымжан Жакиянов и коммунист Толен Тохтасынов, уйдя от политики, уехали в Китай, где занялись бизнесом. Под Урумчи они открыли завод по переработке металла и занялись транспортировкой руды из Монголии в Китай. Именно в этот период журналистка Гульжан Ергалиева побывала у них в гостях — ее тепло встречала и провожала Карлыгаш Жакиянова. Доброе отношение четы Жакияновых вызвало у Гульжан Ергалиевой доверительное отношение к ним.
И в 2010 году, когда она за хорошие деньги продала газету «Свобода Слова», то хорошей новостью, которую держала в тайне от всех, первой поделилась именно с ними. Кажется, именно тогда Жакияновы сказали ей, что начали семейный бизнес и уговорили Ергалиеву сделать инвестиции.
В 2012 году чета Жакияновых продает завод в Урумчи и переезжает в Бостон (США), где учились двое их сыновей. Сам Галымжан Жакиянов приступает к учебе в Массачусетском университете по специальности управление бизнесом (Master of Business Administration). В 2013 году Карлығаш Жакиянова на своей страничке в сети Facebook поздравила всех казахстанцев с наступающим Новым годом. Подоплека поздравления показывает позицию Галымжана Жакиянова, его окончательное решение по двум вопросам.
Если связать это письмо с нынешними событиями, то семья Жакияновых уже тогда дала ясно понять, что они не собираются возвращать деньги Гульжан Ергалиевой.
Возможно, они не совсем удачно продали завод в Китае. Соответственно, и отдача от вложенных инвестиции была невысокой. В бизнесе такое случается часто. Вероятно, чета Жакияновых воспринимает Гульжан Ергалиеву как инвестора, который берет на себя ответственность за возможные риски. Если между конфликтующими сторонами была такая договоренность, то семья Жакияновых может не возвращать инвестиции, сгоревшие в неудачном бизнес-проекте».
Источник: Serke.org