Пока в Казахстане рассуждают о многоженстве, в Узбекистане его внедряют. Здесь нет дискуссии о многоженстве на уровне парламента, как в Казахстане, а в СМИ эта тема запрещена цензурой. Но это не значит, что многоженства не существует. Наоборот, полигамный брак стал достаточно частым явлением в повседневной жизни.
У узбеков память о многоженстве еще свежа. Старшее поколение помнит, что некоторые из их предков по мужской линии имели двух или более жен. И эти рассказы передаются из поколения в поколение. Несмотря на то, что большевики активно и успешно боролись с многоженством, в скрытой форме оно оставалось еще десятилетия и было головной болью новой власти. Тех, кого разоблачали, прямиком отправляли в тюрьму. Именно здесь, в Ташкенте, в 1927 году режиссер Михаил Доронин снял первый в Средней Азии немой фильм «Вторая жена» на киностудии «Узбекгоскино». В картине вторую жену – Адолят — сыграла Рахиль Мессерер, мать великой балерины Майи Плисецкой. Основа сюжета: первые годы Советской власти в Узбекистане. Богатый торговец Таджибай берет в дом вторую жену, которая страдает от жестокого обращения мужа и первой жены. В 1969 году был снят фильм «Минувшие дни», который стал классикой узбекского кино. Герой фильма интеллигентный Атабек женится по любви, но счастье было недолгим. Вопреки своему желанию он берет вторую жену. К такому поступку обязывают местные традиции и религиозные обычаи. Двоеженец Атабек и его две красавицы жены — Кумуш и Зайнаб, на долгие годы оставались самыми популярными персонажами в сознании советских узбеков. СССР просуществовал недолго, хотя сделал многое, чтоб искоренить полигамию среди узбеков.
В конце 80-х с началом перестройки в узбекское общество вернулся ислам и с ним вместе семейные традиции и обычаи. Именно в этом кроется главное противоречие существования многоженства, точнее, двоеженства. Коран не осуждает полигамию, а просто разрешает. Ограничивает количество жен четырьмя и требует от мужчин справедливого отношения к каждой из них. Государство запрещает многоженство, и на этот счет есть статья в уголовном кодексе страны.
«Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет» — гласит 126 статья Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Реальную статистику по этому явлению сложно найти. По официальным данным, на сегодняшний день за многоженство в Узбекистане осуждены всего двое мужчин.
В 2012 году в Сурхандарьинской области был осужден глава Управления народного образования Музрабадского района Якуб Нормуродов, в июле 2010 года с аналогичным обвинением был отстранен от должности начальник Отделения внутренних дел города Гулистана, подполковник Рахим Худойбердиев.
Газета «Хукук» («Право») — печатный орган Генеральной прокуратуры Узбекистана сообщает, что в 2013 году был осужден за убийство второй жены Хайдарали Хаджиев. Преступление было совершено за то, что жена просила купить ей жилье, иначе, хотела предать огласке двойную жизнь Хайдарали.
Сабирджону 45 лет, работник государственной транспортной компании. Живет на две семьи: одна на родине в Андижане с двумя детьми, другая — в Ташкенте с одним ребенком. Для нее он снимает трехкомнатную квартиру за 400 долларов в месяц в центре Ташкента. Сабирджон очень тактичный человек с деловой хваткой.
— Ну сами подумайте, если я могу материально обеспечить двух моих жен, почему бы нет? Правда, законная жена не знает, что я двоеженец, — комментирует Сабирджон.
Практика заключения второго (не гражданского) брака довольно широко распространяется в последнее десятилетие в основном среди зажиточных мужчин. Портрет среднестатистического узбекского многоженца выглядит следующим образом: мужчина за 40, есть работа, машина, дом. Практически отсутствуют материальные проблемы. Теперь он чувствует, что может содержать новую молодую жену, помимо законной.
— Я думаю, это просто демонстрация кичливости мужчин — вот, мол, какой я богатый, сильный, мне все дозволено — могу содержать не одну, а двух и трех жен. Но у нас принято относиться к этому вопросу так, будто его не существует. Многоженство не рассматривается ни журналистами, ни учеными, ни социологами, — комментирует ситуацию Марфуа Тохтахаджаева.
Марфуа Тохтахаджаева, журналист и писатель, на протяжении 10 лет была председателем Женского ресурсного центра. Ее книги «Утомленные прошлым», «Между лозунгами коммунизма и законами Ислама» посвящены проблемам узбекских женщин. Она считает, что многоженство – результат утверждения исламских обычаев в Узбекистане и растущее социальное расслоение в обществе.
Адвокат Омина Каримова часто участвует в судебных разбирательствах по проблемам семьи и брака.
— В загсах заключается лишь один брак. Брачные договоры не заключаются. А раз двоеженство не регистрируется, следовательно, вторая женщина уже не имеет статуса жены. И пусть простят меня за грубость, вторая просто считается любовницей, — говорит Каримова.
Но сколько бы ни было разговоров о приемлемости двоеженства для зажиточных людей, пока подобное поведение не принимается общественной моралью. Вторые жены посягают на одно из священных понятий для узбеков –семью. Поэтому подавляющее большинство узбекских женщин воспринимают вторых жен как «блудных, испорченных женщин». Хилола Саидахмедова вот уже 20 лет счастлива замужем. У них двое детей. Она работает на государственной службе. Супруг Хилолы успешный бизнесмен. Она говорит, что предложение о второй жене сочла бы оскорблением.
— Для меня это было бы трагедией. Я очень люблю своего мужа. Уже скоро будет 20 лет нашей совместной жизни. И не хочу узнать ни о какой второй жене.