Средний доход руководителя Евразийского банка в 2014 году по сравнению с 2013 вырос более чем на 90%. К тому же этот банк оказался и самым щедрым: 5 членов совета директоров получили в среднем почти по 182 млн тенге.
Представители финансового сектора везде в мире входят в число лидеров по вознаграждениям среди всех отраслей и секторов экономики. Однако тема «огромных» бонусов банковским топам впервые широко зазвучала после кризиса 2008 года. Тогда выяснилось, что пока обремененные высокорисковыми кредитами граждане Европы и Соединенных Штатов Америки едва сводили концы с концами, банкиры даже в условиях снижения прибыли не думали снижать себе вознаграждение. Правительства стран «большой двадцатки» констатировали печальный факт: банки едва не довели мировую финансовую систему до краха. В качестве выхода был объявлен переход на новые принципы регулирования. Его основной смысл – привязать систему вознаграждения в банках к уровню риска, который они принимают, и к долгосрочному результату деятельности банка. По замыслу этот принцип должен был вынудить банки отказаться от тех рисков, которые они не понимают, и исключить практику больших выплат топ-менеджерам за сделки, которые через несколько лет могут обернуться колоссальными потерями для банка и его клиентов.
В Казахстане вознаграждение высшего руководства банков конечно же тоже привлекает к себе всеобщее внимание. Особенно в период кризиса. Особенно когда банки обвиняют в валютных спекуляциях и рекордном обогащении на фоне беднеющего населения.
Согласно аналитическим данным портала Ranking.kz нынешний кризис помог казахстанским банкам рекордно обогатиться.
Совокупный объем активов банков второго уровня в Казахстане приблизился к 20 триллионам тенге. Это самый большой месячный прирост в истории банковского сектора.
Компания Pedersen & Partners, которая занимается целенаправленным поиском руководителей высшего звена, оценила размеры доходов топ-менеджеров различных компаний. Согласно результатам исследования,
руководители высшего звена в Казахстане в среднем получили за 2014 год 1,4 млн евро.
Между тем элитная прослойка топовых руководителей банков данные о своих заработках раскрывать не стремится. Ни один банк не ответил на официальный запрос 365info, но при этом в пресс-службах финансовых организаций подчеркивали, что все данные находятся в открытом доступе:
«Почти все крупнейшие казахстанские банки выставляют в открытом доступе ежегодные отчеты, содержащие информацию о вознаграждении. По закону «О рынке ценных бумаг» каждое акционерное общество должно раскрывать сведения о вознаграждении высшего руководства», – утверждали пресс-секретари банков.
Мы изучили финансовую отчетность банков за 2014 г., чтобы выяснить уровень доходов казахстанских банкиров. К сожалению, в своих отчетах финансовые организации ограничиваются только обнародованием общей суммы расходов по руководству, не раскрывая сведений по каждому члену правления и совета директоров. Годовое вознаграждение исчисляется в сотнях миллионов тенге, при этом не уточняется, насколько учитывается риск и результат деятельности при утверждении размера вознаграждения тому или иному топ-менеджменту. Весьма приблизительно подсчитать среднегодовое вознаграждение одного члена правления или управляющего директора можно лишь путем деления общей суммы на их количество.
Методом случайной выборки поисковой системы в списке эмитентов KASE определились 8 банков: АО «Bank RBK», АО «Евразийский банк», АО «Банк Хоум Кредит», АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Народный банк Казахстана», АО «АТФБанк», АО «ForteBank».
В нижеследующей инфографике представлены данные, позволяющие отразить картину вознаграждений руководителей этих банков в 2014 году.
*Данные составлены по ежегодным отчетам банков, регулярно публикуемых в рамках программ раскрытия информации эмитентом.
Среднемесячное вознаграждение топ-менеджеров и членов правления банка рассчитывалось путем деления общего вознаграждения за год на их среднюю численность, а затем на 12 месяцев.