Уже 3 года 70 простых алматинцев не сдаются под натиском властей города, стремящихся снести автостоянку ради строительства очередной высотки. Группа жителей алматинского микрорайона «Орбита» с 2012 года держит глухую оборону перед акиматом, прокуратурой и частным застройщиком за 70 соток земли, которые в последние три десятка лет использовались в качестве парковки на 400 мест. Эта история особенно шумела в 2012-м, когда автомобилистов пытались выселить со стоянки. Сейчас люди готовятся к новому витку событий в связи со сменой акима Алматы. Но сдавать позиции они не собираются.
Борцы за парковку прислали в редакцию открытое письмо к новому градоначальнику Бауыржану Байбеку — в тексте можно услышать нотки, которые найдут отзвук в сердце любого коренного алматинца. Приведем некоторые выдержки из этого обращения:
«Вы, как коренной житель города Алматы, помните те времена, когда начали появляться спальные микрорайоны Аксай, Айнабулак, Казахфильм, Орбита, Самал. Например, при строительстве Орбиты на 40 000 жителей были применены нормативы: 5 школ, 4 детских сада, 4 ясельных сада, 1 взрослая поликлиника, 1 детская поликлиника, 1 женская консультация, 1 стоматологическая клиника, 1 кинотеатр, 2 парикмахерские, 2 службы быта, 1 аптека, 1 универсам, 4 гастронома, 1 хозмаг, 1 книжный магазин, 1 парфюмерно-галантерейный, 1 мебельный, 1 овощной рынок, 2 сберкассы, 2 детских клуба, опорный пункт полиции, 2 почтовых отделения, трамвайная линия, новые автобусные маршруты, 4 гаражных кооператива, 6 крытых автостоянок , в каждом дворе футбольно-волейбольная площадка, качели и горки для детей. То есть осуществлялась плановая застройка города с созданием параллельной инфраструктуры.
Что мы имеем сейчас? В кинотеатре продается мясо, в здании детского сада находится суд Бостандыкского района, в другом — какой-то колледж, первые этажи жилых домов превратились в бесконечные магазины, банки, салоны красоты, кафе и рестораны, овощной рынок превратился в вещевой базар (под овощи оставили 80 кв. метров), автостоянки исчезли – на их месте построены многоэтажные жилые дома. Теперь родители возят детей в детские сады других районов, детские площадки заставлены автомобилями, автобусы стоят в 2 ряда, потому что на обочине стоят машины жителей и посетителей банков-ресторанов, деревья вырубаются, газоны вытаптываются. В период проведения культурно-массовых мероприятий в Парке первого президента на всех прилегающих улицах и дворах происходит транспортный коллапс».
Подозреваем, что новому алматинскому акиму все эти проблемы хорошо известны, поскольку в социальной сети Instagram у администрации города есть персональная страничка, по жалобам на которую меры принимаются незамедлительно.
По словам представителя инициативной группы автомобилистов Рамиля Ахмедшина, написать письмо акиму их вынуждает страх, что временное затишье в войне за 70 соток — лишь предвестник надвигающейся бури.
«В 2012 году появился очередной застройщик в лице ТОО «Тамерлан», который, размахивая госактом на аренду земли, решил, что он должен построить на «благо» города очередной жилой дом вместо существующей на протяжении более 30 лет крытой автостоянки на 400 мест на левом берегу реки Большая Алматинка», — возмущаются люди. — «А кто подумал о том, где будут стоять эти автомобили и машины вновь построенного дома? Во дворах, которые уже забиты? Или на детских площадках, которых уже нет? Или может третьим рядом на дорогах общего пользования? А может они выстроятся по проспекту Аль-Фараби?»
За три года эти вопросы были десятки раз заданы в различные государственные структуры — районный и городской акиматы, управление архитектуры, Балхаш-Алакольскую бассейновую инспекцию. Однако ничего конкретного на жалобы чиновники не отвечали.
Апогея конфликт бизнесменов с жильцами микрорайона достиг прошлой зимой: к тому времени люди проиграли акимату суд, и разборки перешли на качественно новый уровень — уголовный.
По словам Рамиля Ахмедшина, на него и других представителей инициативной группы застройщик написал заявление в финансовую полицию. В нем заявители указали, что инициативная группа из 71 человека самовольно захватили участок, самовольно взяла его под свою охрану, ведет себя агрессивно, незаконно сдает парковочные места и собирает за это плату, то есть занимается незаконной предпринимательской деятельностью. Дело это закончилось встречным заявлением жителей, а затем тихо было прекращено.
В начале 2014-го борцы за стоянку добились личной встречи с тогдашним акимом Бостандыкского района Раушан Асановой.
Кажется, конфликт был исчерпан: районные власти убедили застройщика решить проблему мирным путем — предоставить всем автовладельцам по парковочному месту, а затем реализовывать свои планы по строительству многоэтажного дома.
— Некоторое время спустя у меня состоялся диалог с исполнительным директором ТОО «Тамерлан» Еркебуланом Айткожиным, который предложил договора на стоянку подписать только с пятью особо активными представителями инициативной группы, так как у фирмы нет возможности договориться со всеми владельцами парковочных мест, — прокомментировал ситуацию Рамиль Ахмедшин. — Я озвучил предложение арендатора на общем собрании, и мы решили — либо всем, либо никому. Сейчас у нас все спокойно, но насколько мне известно, компания продолжает согласовывать свои планы строительства с госорганами. Кажется, разрешение на проведение электричества уже получили, с телефонными линиями тоже вроде бы порешали. То есть ни сегодня, так завтра выселение нас со стоянки продолжится. А мы хотим, чтобы этот вопрос был урегулирован по справедливости. И надеемся, что молодой и креативный аким Бауыржан Байбек способен повлиять на ситуацию.
Особенно отметим, что спорный участок находится в селеопасной зоне, о чем СМИ неоднократно писали три года назад. Имеет ли смысл строить на нем многоэтажный дом, если сарафанное радио донесет до потенциальных покупателей этот нелицеприятный факт?