Общественные деятели из так называемой национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» в очередной раз воспользовались случаем для пропаганды своей старой idee fixe – драконовского повышения акциза на сигареты в стране. Однако при ближайшем рассмотрении аргументов антитабачников понятно, что не всё так просто — как минимум. Непродуманные ценовые инициативы и бюджет не пополнят и курящий народ разозлят в и без того сложной экономической ситуации.
Поводом для инициатив Джамили Садыковой и ее коллег на сей раз стали проблемы в бюджетной сфере, обусловленные мировым кризисом. Узнав о поручении Елбасы правительству увеличить наполняемость казахстанского бюджета, общественницы придумали, как это сделать: повысить акцизы на сигареты сразу на 49 процентов – так, чтобы цена самой дешевой пачки сигарет в Казахстане достигла 400-500 тенге. Хотя с учетом галопирующего в последние недели курса доллара этот ценник можно смело умножать на два.
Свою многолетнюю мантру представители коалиции в этот раз попытались аргументировать по-новому. Не привычными уже эпатажными обвинениями чиновников Казахстана в «табачном лоббизме» (хотя без «камня в огород» в адрес чиновников ЕврАзЭС по этому поводу не обошлось), а некими аналитическими выкладками. Г-жа Садыкова с коллегами направили в правительство письмо, где изложили свое видение рассматриваемой Евразийской экономической комиссией модели налогообложения табачных изделий в рамках ЕврАзЭС на ближайшие годы. Антитабачники обрисовали три варианта наполнения бюджета на основе расчетов, которые по их заказу выполнил московский Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
Первый вариант – исходный, прописанный действующими соглашениями, при котором акцизы не повышаются, средняя розничная цена пачки сигарет составляет 250 тенге. В таком случае поступления в бюджет остаются на уровне 2014 года — 79 миллиардов тенге.
«Уже хорошо, однако, никаких жизней мы не спасём – люди не будут бросать курить при такой цене», — прокомментировала Джамиля Садыкова на специально созванной пресс-конференции в Алматы.
Второй вариант – если минимальный уровень акцизов будет находиться в русле действующих соглашений в ЕврАзЭС – 26 евро на 1 тыс. сигарет. В этом случае, как рассчитали московские аналитики, пачка сигарет будет обходиться потребителю в 305 тенге, доля акциза в ней – 32%. При таком повышении годовые бюджетные поступления дойдут до 120 миллиардов тенге, распространённость курения, как считают в коалиции, снизится менее чем на 1%.
«То есть будут спасены где-то 20 тысяч казахстанцев. Так себе, я бы сказала, средне-косметическое предложение. В принципе оно устроило бы табачную индустрию, но нас как антитабачников это совершенно не устраивает», — высокомерно заметила на пресс-конференции г-жа Садыкова.
Третий сценарий, обрисованный на основе расчетов ЦЭФИР, берёт за основу верхнюю допустимую границу акцизного налога в рамках того же соглашения ЕврАзЭС. При таком раскладе цена пачки сигарет составит 330 тенге, доля акциза – 40%, государство получит от табачных производителей 138 миллиардов тенге, а главное (цитируем) «28 тысяч наших сограждан бросают курить».
И, наконец, вариант, который предлагают правительству представители коалиции: доля акциза в пачке сигарет – 49%, в таком случае (цитируем авторов) «средняя цена пачки будет 400 тенге, будут спасены 54 тысячи жизней, а акцизные сборы в бюджет возрастают до 184 миллиардов тенге».
Безусловно, нельзя не согласиться с прописными истинами о том, что курить вредно и что людям, подверженным этой привычке, неплохо бы от нее избавиться. Но во всем остальном логика авторов всего этого аналитического построения, мягко говоря, вызывает вопросы.
«У кого-то здесь явно была двойка по математике. Если вы говорите, что повышение цен на сигареты принесет в бюджет такие огромные поступления, то как же быть с вашим сообщением, что тысячи людей сразу бросят курить? Откуда тогда возьмутся эти поступления?» — удивляется Денис Ибрагимов, основатель сообщества «Права курящих в Казахстане».
Действительно, авторы расчетов противоречат сами себе. Если 54 тысячи казахстанцев, увидев ценник в 400-500 тенге на пачку Marlboro или Rothmans, «завяжут», если каждый из этих 54 тысяч больше уже не купит как минимум 365 пачек сигарет в год, то за счет чего будет достигнут обещанный феноменальный прирост бюджета?
Самым любопытным в этих расчетах, впрочем, представляется даже не прогноз розничной цены (который весьма сомнителен в контексте последних тенденций с национальной валютой, и даже не расчеты будущих бюджетных поступлений. А самое удивительное здесь как с медицинской, так и, простите, с алгебраической – это абсолютно уверенные подсчеты «спасенных жизней». Нам сообщают об определенном количестве курящих казахстанцев (20 000, 28 000, 54 000), которые при повышении цены пачки на определенное число тенге бросят курить. Расчет явно произведен по формуле: цена пачки – число «спасенных». Возникает вопрос: кто, где, когда, а главное – на основе какой достоверной статистики вывел данную линейную зависимость? Может быть, это московский ЦЭФИР по заказу «Коалиции» сделал такое математическое открытие? Формулу – в студию!
Данный вопрос уместно было бы адресовать не только статистикам, но и медикам: есть ли научные работы, подтвердившие, что ценой удавалось бороться с данной вредной привычкой в масштабе конкретных государств? Покажите нам: где, когда, в какой стране курильщики из-за роста цены массово отказывались от своей привычки?
Увы, в действительности существует обширный мировой опыт, доказывающий, что курильщики вовсе не отказываются от своей привычки даже при значительном повышении розничной цены пачки сигарет. Хотя официальные продажи табака при этом, действительно, резко падают, но не падает число курящих. Всё просто:
как только цена сигарет поднимается выше определенного уровня (порядка $ 5 — 7 за пачку в странах с высоким уровнем дохода, и порядка $ 3 — 4 в странах со средним уровнем – таких, как Казахстан), — курильщики переключаются на контрабандный табак
В результате на рынке резко возрастает доля контрабандных поддельных сигарет.
Интересно, а кто их сейчас выпускает?
Канада, Ирландия, Италия, ряд других государств уже давно наступили на грабли высоких табачных акцизов. Было время, когда там бурную деятельность развили общественные антитабачные фонды, вроде нашей «Коалиции», только с более мощным политическим влиянием. Они лоббировали «драконовские» налоги на табак, хотели высоких цен и добились своего. В Италии в свое время довели табачный акциз до рекордных 70 процентов; ирландцы и канадцы ненамного отстали – у них было 50-60. Только вот курить народ не бросил. В течение последних нескольких лет, введя «драконовский» акциз на табак, Италия пережила настоящий бум контрафактных сигарет. В отдельных регионах их продажа мелкими лавочниками приобрела невиданные масштабы. Скажем, в Неаполе доля табачного контрафакта в конце 2013 года превышала 50% от общего объема потребления. А сегодня, на фоне наплыва мигрантов с Ближнего Востока, доля подделки в ряде регионов Италии достигла 70-80 %. Когда же власти опомнились и вернули акцизы обратно, было уже поздно: народ привык к дешевой подделке. Тем более что табачные смеси, применяемые в ней, по составу и «вкусу» зачастую не уступали оригиналу.
Экономическая логика проста:
чем выше налоги на сигареты в той или иной конкретной стране, тем выгоднее поставлять туда подделку
Небогатый курильщик не позволит себе купить оригинальную пачку сигарет за 7 долларов – он купит подделку за доллар. Население стран, где пошли по пути Италии, просто переключилось на дешевые контрафактные сигареты, завозимые из регионов, которые ныне у всех на слуху. Это Сирия, Ирак, Северная Африка, страны Исламского Магриба. Подделка и контрабанда табака, наряду с наркобизнесом, стали одним из основных экономических столпов глобальных террористических группировок. Бизнес на поддельных сигаретах приносит террористам стабильную прибыль. Например, только через каналы «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) ежегодно проходит порядка 100 миллиардов контрабандных сигарет. Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) после опроса многочисленных агентов и специалистов пришел к выводу, что «контрабанда сигарет обеспечила большую часть финансирования АКИМ». Из легального оборота к террористам ежегодно утекают миллиарды. Сегодня есть аналогичные данные и по ИГИЛ, которая на обширных контролируемых территориях развернула десятки фабрик, производящих поддельные сигареты, «спайсы», синтетические наркотики и многое другое. А поток мигрантов в Европу стал идеальным каналом поставок всей этой продукции в Европу.
До недавнего времени, как сообщала газета «Observer», все поставки поддельных сигарет из ближневосточного региона контролировал главарь АКИМ некий Мохтар Бельмохтар, которого даже прозвали «Мистером Мальборо» из-за сверхприбылей, которые он заработал на подпольных табачных производствах. Только в Северной Африке, пишет Observer, годовой оборот контрабандного табака в 2014 году достигал порядка 1 млрд. долларов. Бюджет Италии – в свое время, как уже отмечалось, лидера среди западных стран в повышении акцизов на табак – из-за контрабандных поставок сигарет сегодня теряет порядка 1,2 млрд. евро в год. Это – к вопросу о том, сколько может «заработать» бюджет Казахстана, если наше правительство прислушается к лоббистам и последует итальянскому примеру.
Также нам в Казахстане следует понимать, что экстремисты активно ищут новые рынки. Регионы сбыта теневых сигаретных картелей, контролируемых в основном террористическими группировками Ближнего Востока и Африки, быстро расширяются. Во многом это происходит из-за ИГИЛ, которому необходимы средства на покупку оружия и захват новых территорий. Очень привлекательными для теневых табачных синдикатов становятся новые для них рынки в странах СНГ, в особенности крупнейшие – Россия и Казахстан, где уже не один год происходит активная игра на повышение налогов с легальных сигарет. Когда эти лоббистские игры увенчаются успехом и налоги вырастут настолько, что наш средний местный курильщик уже не сможет себе позволить купить «фирменную» пачку сигарет, он переключится на продукцию синдикатов Бельмохтара и прочих. Пока в странах бывшего СССР объем контрабандного табака невелик – в среднем порядка 1-5 процентов рынка. Однако он будет расти по мере того, как будут дорожать легальные сигареты, что сейчас как раз и происходит под давлением различных неправительственных организаций.
На казахстанском рынке уже сейчас, при относительно низких акцизах, начались тревожные «звоночки», свидетельствующие, что он фактически никак не защищен от контрабанды. Это, в частности, активный ввоз сигарет из Кыргызстана, где средняя цена пачки на рынке в 2-2,5 раза ниже, чем в Казахстане. В некоторых южных регионах объемы продаж таких сигарет уже достигли 40 процентов – об этом свидетельствует мониторинг, проведенный недавно легальными участниками рынка. И ведь никто не даст вам гарантий, что тот же «Мальборо» из Киргизии – настоящий, а не made in ISIL. В свете всех этих фактов, на наш взгляд, нелишне задаться вопросом о том, чьи интересы на самом деле отстаивают антитабачники в Казахстане.