В Казахстане трудно найти другого такого специалиста, как Булат Сыздыков, по песням, которые не стареют. Его карьера с Кариной Абдуллиной в дуэте «Мюзикола» продолжается уже 23 года и почти весь репертуар дуэта до сих пор хитовый.
— Булат, когда вы начали заниматься музыкой?
— В 13 лет я поступил в колледж. Сегодня это так называется. По джазовой гитаре. Спустя 40 лет я жалею, что не познал классическую музыку. Тогда просто не было таких курсов. И в Советском Союзе была единственная консерватория, в которой обучали игре на классической гитаре — в Санкт-Петербурге. Когда я закончил, был естественно лучшим учеником. Второй год я уже не платил за учебу. Мне педагог Александр Александрович Мажелян дал направление в Ленинградскую консерваторию. Но мама меня не пустила — испугалась жизни в общежитии. Я пошел в ряды Советской Армии. Отслужил два года. Был командиром отделения. Там я начал осваивать параллельный инструмент – флейту, стоя «на тумбочке» дневальным. В оркестре я играл на самых крайних инструментах. Это флейта сверху, а снизу большой барабан. Я демобилизовался из оркестра штаба и меня сразу забрали на гастроли. Так началась моя музыкальная карьера. Все это было в Караганде. Оттуда я попал в «Гульдер» по приглашению знаменитой Розы Рымбаевой. А дальше «Алма-Ата», «А-Студио», Максим Дунаевский и Карина. Всего ничего.
— Жаль, что сегодня нет Карины. Ну, и понятно. Она же – молодая мама. 23 года вы вместе на сцене. Я не знаю более сплоченного казахстанского коллектива, песни которого всегда на слуху. Сегодня от вас узнала, что моей любимой песне «Девочка в платьице белом» — 20 лет. Я вас поздравляю!
— Спасибо! Я сам узнал об этом из интернета. И это не может не радовать. Эта песня была написана для Карины в Москве на съемной квартире. Помню, как мы напевали эту песню по телефону Еркешу Шакееву – нашему знаменитому текстовику и композитору, и он нам диктовал по телефону слова этой песни. Она стала любимой и у нашего народа, и у российского. Она дает впечатления и рассказывает, кто такая «Мюзикола». Когда у меня спрашивают, кто моя любимая певица, я говорю, чтобы мне такой вопрос не задавали. Вы же понимаете, кто моя любимая певица. Я столько лет работаю с этим любимым человеком. И этот любимый человек еще и произвел на свет новую жизнь. Я думаю, почему она его назвала Альбертом?
— Почему?
— У меня есть одна версия, я у нее спрошу. Мы неоднократно были в Монако. Последние два раза по приглашению знаменитого боксера Геннадия Головкина. Он является нашим другом, он ещё и мой земляк – карагандинец. Мы перед его матчем пели гимн Казахстана. В Монако мы познакомились с принцем Альбертом. Карина не могла не влюбиться. Она — человек классического направления и воспитания — начитанная. Очень любит романы и исторические фильмы. И когда она увидела принца Альберта… Моя версия, что она назвала сына в честь принца Альберта.
— Возвращаясь к нашей теме. Эта песня из тех, которые не стареют. Вы можете определить, будет у песни долгая жизнь или нет? Вы человек, который давно на сцене и работал со многими исполнителями.
— Я не могу сказать, что будет после меня. Но уже прошло достаточно лет. И сегодня на песню «Девочка в платьице белом» было сделано множество ремиксов — в Эмиратах, других странах. Наши многие группы перепевают эту песню. Это приятно. Значит, людям это нужно. После концертов многие приходят и говорят: «Спасибо вам с Кариной! Мы выросли на ваших песнях». Это: «Певица и саксофон», «Девочка в платьице белом», «Арман жолдар».
Наш дуэт отличается тем, что мы – не только исполнители и имеем профессиональное музыкальное образование, но мы еще можем сочинять музыку, то есть моделировать ситуацию. Работать не с готовыми пресетами (это музыкальные термины), а давать, что у тебя в душе. Самый лучший прогноз дает народ. Я вспоминаю, как мы проверяли песню – хитовая или нет, по сегодняшним выражениям. Тогда еще были кассеты – компакт-кассеты назывались. Я записывал демо-версии. И мы просто в такси оставляли таксисту послушать. Такой интересный маркетинг, как сегодня говорят.
Наилучшей благодарности, чем аплодисменты и анализ народа, нет. Музыканты никогда не угадают, что будет с песней или произведением, потому что ты не принадлежишь себе — ты работаешь для народа. Это нужно понимать. Народ идет на твои концерты и думает даровать тебе аплодисменты или нет, нести цветы на сцену или нет. Бывает, музыканты заморачиваются: начинают массово учиться на американской, французской, итальянской музыке.
Хуже, чем петь казахские песни на итальянскую музыку, я вариантов не видел.
Это безобразие.
— Певец или исполнитель, инструментальная музыка или вокальная… Если есть связь в сердцах тех, для кого ты работаешь и поешь, тогда наступает момент вечной молодости, вечного порхания в мире музыки. Это самое главное.
— Какие критерии у нестареющей песни?
— Это запоминающаяся мелодия – первое. Второе – текстовая нагрузка, о чем песня. Из этих двух понятий выходит смысл. И тогда мы понимаем, для чего мы живем. Мы живем, чтобы мыслить и воспринимать смысл этих произведений. Так же, как и с картинами и с другими сферами – должен быть смысл. А если человек всю жизнь поет на непонятно каком языке, он и донести-то фразу правильно не может. Я спорю со многими ребятами. Он поет на английском языке, а мыслит не на английском. Я говорю: «На каком языке ты думаешь?» Он: «На русском». Я: «А поешь на плохом английском. Как тебя могут понять люди? Ты дома своей супруге говоришь: мен сені сүйемін, а не I love you. Так и в музыке нужно говорить понятным языком». Тогда это сердце тебе ответит взаимностью. Тогда песни не стареют.
Песни, написанные ранее, пусть меня назовут консерватором, они понятны, с ними проходит жизнь, складываются какие-то ассоциации – радость, печаль, грусть, тоска. А когда ты даешь чужое… Возьмите Гершвина. Он пишет и писал американскую музыку для американцев. Ахмет Жубанов писал казахскую музыку для Казахстана. Все понятно. Оркестр играет.
Видеоверсию смотрите здесь.