Универсиада — спортивное событие, по важности стоящее на втором месте после Олимпийских игр. Меньше чем через полтора года более 50 стран-участниц приедут к нам за золотыми медалями – Казахстан будет под пристальным вниманием всего мирового сообщества. Дела идут в гору, но один из главных факторов проведения подобных соревнований встает на повестке дня у организаторов – а как же обстоят дела с окупаемостью проекта? О главных стратегиях фонда, иностранных инвестициях, возвратности капитала и затратах на проведение Универсиады в своем интервью рассказал глава ГФ “Дирекция международных спортивных проектов города Алматы” Илья Уразаков.
— Универсиада в Алматы уже стала крупнейшим социально-экономическим проектом, инициированным и практически реализованным в новейший период истории Казахстана. Недавно вы обнародовали стратегию подготовки к Универсиаде. Могли бы вы обозначить главное в этой стратегии?
— У нас есть основные задачи, которые мы ставим перед нашим проектом. Первостепенной задачей является популяризация массового спорта среди молодежи. Генеральная стратегия правительства нашей страны и главы государства, программа — 2020, согласно которой к 2020 году количество казахстанцев, вовлеченных в массовый спорт, должно достигнуть 30% являются главными приоритетами в подготовке к Универсиаде. Мы хотим продемонстрировать то, что Алматы находится в таком географическом расположении, где культивировать зимние виды спорта сама природа нам велела. Сейчас мы развиваем спортивную инфраструктуру, создаем новые объекты, у нас в городе появляются новые спортивные площадки, идет процесс модернизации горного кластера.
Вторая, не менее важная задача, – развитие имиджа города в туристическом направлении. Мы прекрасно понимаем, что, создавая подобную инфраструктуру для различных чемпионатов сегодня, завтра ее будут использовать в туристических целях. Мы хотим, чтобы возросло число турисов, посещающих наш город и чтобы городская инфраструктура — гостиницы, дороги, транспорт и другие объекты обслуживания соответствовали всем международным требованиям. Поэтому как бы это громко не звучало, мы пытаемся поднимать городскую инфраструктуру на новый уровень.
— Безусловно, проект такого рода, как Универсиада основывается на возвратности капитала. На сегодняшний день, какова реальная сумма возвратного капитала? Маркетинг, партнёрство со СМИ, лицензирование, прямые продажи – что приносит наибольшую финансовую выгоду?
— Основываясь на уже запущенной маркетинговой программе, мы смело можем сказать, что на сегодняшний день было уже привлечено 250-260 миллионов тенге исключительно благодаря частному капиталу. Это прежде всего привлечение бизнес — партнеров. Сегодня лицензионные товары продаются пока в сумме на 4-5 миллионов тенге в месяц. Идет поэтапное развитие — линейка товаров с каждым месяцем увеличивается; увеличиваться будут и продажи, так как мы выходим и на другие города.
Безусловно, в первую очередь львиную долю средств приносит спонсорский пакет. В него входит генеральное спонсорство для крупных компаний — это банки, нефтегазовый сектор и другие; второе место по значимости – это билетная программа. Согласно нашим подсчетам, в рамках самой Универсиады будет реализовано около 700 тысяч билетов, стоимость которых составит от 1000 до 25 000 тенге.
— Какова сумма ожидаемого возвратного капитала по окончанию Универсиады?
— Основываясь на программе, утвержденной оргкомитетом, мы можем сказать, что возвратность нашего капитала составит около 35-40%. Мы изучили международную практику касательно возвратности средств подобных проектов и пришли к выводу, что критерий возвратности варьируется от 17 до 50 %. Если кому — то из оргкомитетов удается вернуть средства в размере 55% — это считается очень успешным показателем. Такая возвратность капитала в скандинавских странах основывается на ряде причин: в Европе очень развиты зимние виды спорта; посещаемость соревнований гораздо выше. Наша дирекция многое делает с нуля, во многих вопросах спортивного менеджмента мы являемся первопроходцами, но тем не менее, таков ожидаемый процент возвратности капитала в течение этих 1,5 лет и до окончания Универсиады.
— Сейчас в Казахстане происходят финансовые изменения на рынке, девальвация, кризис. Потеснили ли данные изменения Универсиаду? Как это в итоге скажется на возвратности капитала?
— Откровенно говоря, на нашу сферу кризис особо не повлиял. После того, что случилось с курсом иностранной валюты, мы переговорили со всеми нашими партнерами и поставщиками, высказали им нашу четкую позицию. Практически все партнеры пошли навстречу и не стали пересматривать условия договоров. Дело в том, что огромное количество услуг, предоставляемых нам, имеют казахстанское содержание, то есть не зависят от курса доллара. Конечно, нельзя сказать, что кризис совсем не повлиял на работу дирекции, однако на данный отрезок времени ни на один тенге бюджет Универсиады пересмотрен не был.
— Помимо маркетинговых, PR, экономических стратегий, сейчас строятся три крупных спортивных объекта – Ледовая арена на 3000 человек, Атлетическая деревня, вмещающая более 5000 человек и Ледовый дворец на 12 000 мест. Увеличиваются ли затраты на проведение Универсиады в ходе строительства новых объектов? Как в будущем планируется “возвращать” затраченные средства?
— Когда мы говорим о строительной инфраструктуре, то окупаемость этих объектов никогда не происходит ежеминутно. “Программа наследия” крайне важна для Студенческих игр. Мы инициировали создание “Программы наследия” под названием “Алматы- 2017 -2019”. Сейчас разрабатывается конкретный календарь спортивно-массовых и культурных мероприятий, которые мы будем проводить в рамках этих объектов. Все это делается с двумя целями: пропаганда здорового образа жизни среди нашей молодежи и переход на собственное бюджетирование и окупаемость. Это правильный механизм, когда объекты соответствующие всем мировым стандартам, переходят на полную самоокупаемость. В развитых странах такие объекты даже приносят прибыль в государственную казну. Мы уверены, что заинтересованность населения Казахстана, развитость туристического направления города Алматы приведут наши объекты тоже к полной окупаемости. Важно помнить, что Игры не устраиваются ради Игр, они устраиваются, чтобы оставить что-то городу после их проведения и внести новизну в жизнь горожан.
— Кроме государственного бюджета, присутствуют ли в проекте иностранные инвестиции? Насколько инвесторам выгодно “вкладываться” в Универсиаду?
— Возвращаясь к маркетинговой программе — у нас есть определенные прогнозы касательно крупных транснациональных компаний, являющиеся международными брендами, которые уже сегодня интересуются проектом. К концу 2015-началу 2016 года эти крупные контракты, надеюсь, будут подписаны.
— В сравнении с другими Универсиадами, ваш прогноз: будет ли алматинская популярнее, и привлечёт ли она действительно большой поток туристов, а как результат – возвратный капитал?
— Мы бесспорно подходим к проекту, уже имея опыт и наблюдая за проведением других Универсиад. Мы подходим креативно, уделяя большое внимание национальному колориту. Нет никаких сомнений, что эти Игры в рамках нашей страны будут интересны как для атлетов, так и для гостей, которые приедут, так как все многообразие и яркость казахстанской культуры будет широко показано. Сегодня все делается для того, чтобы спортивная инфраструктура встретила гостей должным образом, чтобы был обеспечен хороший лед и снег, хорошее судейство и оборудование. У нас есть прекрасное наследие после Азиатских игр, поэтому мы, как организаторы, имеем в данном направлении самые оптимистические прогнозы.