Включить штрафы за неоплаченную парковку в коммунальные квитанции — такую возможность рассматривает S.A. Business Company. Пару месяцев назад эта компания получила по тендеру парковки в Алматы и теперь готовит много новшеств для алматинских водителей.
В Алматы начался очередной эксперимент над автовладельцами: люди в фуражках и с мобильным паркоматом наперевес взимают с водителей мзду в размере 100 тенге в час за стоянку у тротуара. Пока они только выдают чеки и напоминают водителям о необходимости платить, но скоро наладят систему и начнут штрафовать. Такое право им предоставил акимат.
Большинство водителей не хотят платить за парковку — их раздражают парковщики, в которых они иногда даже стреляют. Но парковщики с дорог не уходят, а власти ищут способы ужесточить ответственность водителей за отказ платить за кусок неблагоустроенной дороги под знаком «Р».
– Мы — пилотный проект, до нас были другие ребята, но никто ничего не смог сделать, — рассказал нам Кайрат Абен, директор S.A. Business Company. — Пока только мы стараемся привести город в порядок. Вежливо объясняем водителям (так, чтобы до скандалов не доходило), что за парковку по закону все равно платить придется. Проект введения платы за парковку решает основные дорожно-транспортные проблемы.
– Какие?
– Платная парковка увеличивает пропускную способность городских улиц.
– Получается, что если бесплатно паркуешься, то мешаешь проезду других машин, а если за деньги – то все отлично? Почему бы не штрафовать за неправильно припаркованные авто — тех, кто паркуется вторым рядом, на пешеходных переходах, детских площадках и так далее? Ведь за неправильную парковку сейчас положен штраф в 40 тысяч тенге, согласитесь, деньги не маленькие, даже если вам от этой суммы будет перепадать 10%.
– Это не мы придумали – это порядок государства такой. Город выставил на тендер улицы, где надо организовать платную парковку. Мы всего лишь выполняем работу, на которую подписались, выиграли тендер – берем деньги за парковку.
– Раньше городские власти говорили, что водитель платит за услугу по парковке, а сейчас это как расценивать? Налог на парковку?
– Нет, налогом это не идет. Это плата за парковочное место в городе.
– То есть ваши сотрудники не оказывают помощь при парковке?
– Если нужно, они помогают ставить авто и выпускать людей, но в прямые их обязанности это не входит.
– КоАП устанавливает штраф в 5,9 тыс. тенге для тех, кто не хочет платить за парковку «в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами». Можно ли парковщика с мобильным паркоматом считать «местом оборудованным»?
– Да. Это все узаконено. Город нам сам дал адреса.
– Если человек не оплатил квитанцию, которую ему прикрепили на лобовое стекло, что тогда? Штраф почтой? Уже пора ждать «писем счастья» от парковщиков?
– Пока еще нет, но со временем такие письма приходить будут.
– Когда ждать?
– Мы сейчас утрясем сам процесс, как это все сделать на законном основании. Полицейские ссылаются на загруженность, ведь кроме наших мелких нарушителей у них есть должники с сотнями тысяч тенге. Вы же наверняка знаете, что водители задолжали государству миллиарды тенге. Поэтому пока работаем с налоговыми инспекциями и параллельно
прорабатываем вопрос с «Алсеко», чтобы включить долг за парковку в счет коммунальных услуг
Пока не могу сказать точно, что в квитанциях новая графа появится в сентябре или октябре, но мы над этим работаем. А что касается «писем счастья», про которые вы говорите, мы постараемся этого избежать, для этого сейчас работаем с водителями, вежливо объясняем, раздаем буклеты… Хотя, скорее всего,
несколько прецедентов скоро создадим – отправим уведомление о штрафе и расскажем об этом в газетах, чтобы люди наконец поняли: за парковку надо платить!
– В ваших чеках написано — вся информация по телефону такому-то, но номер не отвечает, срабатывает автоответчик.
– Теlе2 не выдерживает нагрузки. Сейчас у нас городской указан, не пробовали звонить по нему?
– Нет, городского номера на чеке нет.
– На наших информационных стендах городской номер есть. Сейчас мы хотим единый номер, типа 01, 02… 08. Мы уже сделали заявку на такой номер в «Казахтелеком».
– Допустим, водитель не увидел информационный стенд о платной парковке и к нему не подошел парковщик, а спустя несколько недель человек узнает, что у него долг. Выяснить, откуда взялся долг, у вашего сотрудника невозможно, по телефону не дозвониться…
– Эту информацию мы только в офисе можем предоставить. Мы покажем, где и когда он парковался, сколько стоял, вся эта информация у нас имеется. Чаще всего долг возникает так: наши парковщики работают с 9 утра и до 7 вечера, и бывает, что водитель вышел позже 7 часов вечера и ему никто не дал чек, но долг в базе зафиксировали.
– Почему нельзя зайти к вам на сайт, вбить номер своей машины и посмотреть эту информацию?
– Да, это наше упущение, но мы это исправим. Сейчас мы сайт обновляем, и там будет графа, где человек сможет вбить номер машины и посмотреть всю информацию – есть ли у него льготы или долги. Ну а пока все эти вопросы можно решить только в офисе.
– На сайте нет точного адреса, указана только точка на карте. Вот я пришла, вижу здание, в котором много офисов, и где вас искать?
– Мы сейчас переехали, из-за этого чуть-чуть бардак был. Сейчас на стендах исправляем информацию про адрес. Наш новый адрес: Кунаева 20а. Теперь у нас отдельно стоящий офис, потому что в бизнес-центре работать неудобно. Но люди нас как-то находят, приходят по долгам разбираться.
– Часто читаю на форумах, что люди не хотят платить за парковку вашим «ходячим паркоматам», но если парковка оборудована по всем правилам и все технические устройства работают исправно, то платят без проблем.
– Мы никаких денег у государства не брали, только частный капитал инвестируется, ни копейки денег мы у государства не брали.
– Ваши инвестиции на что потрачены?
– Оборудование, офис, сотрудники.
– В акимате говорили, что на деньги от парковок содержатся штрафстоянки и подземные переходы.
– Мы к ним вообще никакого отношения не имеем. Этим занималась старая организация «Алматы паркинг».
– «Парковочные» деньги — это такой мутный финансовый поток, и совершенно непонятно, куда и сколько денег поступает. Как в плане прозрачности у вас?
– У нас все прозрачно. 20% дохода мы отдаем государству в счет аренды улиц.
– А 80% это вам на расходы?
– Да.
– Видела ваше объявление о приеме на работу — нужны парковщики с высшим образованием. Получается набрать таких?
– Самое сложное в нашем деле – это кадры. Приходят, уходят, текучка большая, но мы стараемся брать людей компетентных, молодых, чтобы они вежливыми были, избегали скандалов, ругани.
Водители у нас такие — грубо говорят, матерятся, швыряют в лицо 50 тенге, пишут жалобы акиму. Как будто мы себе в карман все кладем.
С водителями мы работаем, из десяти бывает только один «неграмотный», но и ему стараемся объяснить, что обязан оплатить услуги парковки.
– Расскажите о льготниках — у кого нет проблем с парковкой?
– Инвалиды, пенсионеры.
– И все? А если депутат или сотрудник прокуратуры будет корочкой трясти?
– Мы всех обязываем платить. Мы разговаривали со всеми госструктурами и все нас поддержали: руководство прокуратуры, КНБ… Все должны платить. Если только гражданин считает себя особенным, тогда он не платит, но для таких льгот не предусматривается, а долги накапливаются…