Все мы в той или иной степени ответственны за свои поступки, действия и слова. А наказать могут и штрафами, и даже смертной казнью. Есть масса законов, регулирующих наши отношения и предусматривающих наказание за неправильное поведение. С 1 января этого года в силу вступил новый закон. Мы хотим, чтобы вы о нем знали. Потому что незнание закона не освобождает от ответственности. Сегодня на наши вопросы отвечает адвокат Юрий Стуканов.
— Читаю изменения в Уголовном кодексе РК. Введена двухзвенная система уголовно наказуемых деяний, состоящих из преступлений и уголовных проступков. Что это такое?
— Вы сказали — изменения. Не изменения – был принят новый Уголовный кодекс 3 июля прошлого года. Просто он вступил в силу с 1 января этого года. О новой системе правонарушений: раньше было такое понятие «правонарушение», под которым понималось только преступление. Теперь наряду с преступлением в этой категории есть еще и уголовный проступок. Возникает вопрос: в чем разница? И к чему эта двухзвенная система? Здесь необходимо отметить исторический аспект — введение ответственности за уголовный проступок обсуждалось теоретиками и практиками на протяжении 20-25 лет. И вот, наконец, пришли к мнению, что необходимо внести в Уголовный кодекс понятие «уголовный проступок» — в сравнении с преступлением это менее общественно опасно.
— То есть уголовный проступок – это первая ступень. А преступление пойдет потом?
— Первое отличие – это степень общественной опасности, а второе – вид и размер наказания.
— Вы сказали про размер наказания. Звонит нам телезритель и говорит — судят махрового преступника, он назвал какого-то члена правительства, которому нужно давать 20 лет с полной конфискацией, а он там только миллиарды выплачивает. Оказывается, есть альтернатива?
— Первое — штраф. А последнее – смертная казнь. У нас смертная казнь осталась.
— Одни говорят – слава богу. Другие, наоборот. Но сейчас не об этом. Получается, можно откупиться от каталажки?
— Слово «откупиться» здесь неприемлемо. Потому что сам законодатель ввел штраф. Это материальное порицание – не откупиться. Оно существенно бьет по карману.
— Но как Глеб Жеглов говорил: «Вор должен сидеть в тюрьме». Никакого штрафа!
— По отношению к категории лиц, о которой говорил Жеглов, сегодня применяется не обязательно лишение свободы, а допускается альтернативный метод наказания — штраф до 1000 МРП, исправительные работы — тоже до 1000 МРП.
— А 1 МРП — 1982 тенге… Не захочешь воровать. Эта альтернативная мера сейчас введена в закон и ею можно воспользоваться?
— Такая постановка вопроса не совсем правильная. И ранее в Уголовном кодексе за один вид преступления предусматривались разные виды наказания.
— Читаем: «Есть стимул для добровольного возмещения ущерба.» Что за стимул?
— Есть. Статья 68. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением. Лицо, совершившее уголовный проступок или преступление небольшой или средней тяжести без причинения смерти, подлежит освобождению, если оно помирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред.
— Я читал не с юридических, а с журналистских позиций, и понял, что сейчас примирения сторон по некоторым моментам не может быть. Мы с вами согласны, а судья говорит – нет такой нормы. Не мы с вами решаем, кто кого простил, а суд.
— Смотрите, «подлежит освобождению». То есть это не волеизъявление суда, следователя. Если эти обстоятельства имеют место, то они обязаны прекратить уголовное преследование.
— Это, наверное, можно сделать, когда преступления в медицине?
— Около 200 статей квалифицируется как уголовный проступок. А по уголовным проступкам может иметь место примирение.
— По транспортным преступлениям. Как правило, ДТП — это травмы, смерть.
— По этой категории преступлений нынешний Уголовный кодекс претерпел изменения. В прежнем кодексе было 3 части, в нынешнем — 345 статей, 4 части. Теперь уголовная ответственность может наступить за причинение вреда здоровью, который относится к средней тяжести. В старом УК была уголовная ответственность только за тяжкий вред.
— Если человек остался инвалидом?
— Да. В судебной медицине есть дробления – легкий вред, средний и тяжкий вред здоровью. Так вот теперь ответственность и за средний вред. Раньше, если в результате ДТП наступила смерть одного или двух человек, это позволяло примириться и дело до суда не доводить.
— Например, прошлогодние события с «золотым мальчиком», который дважды в год убил людей, нетрезвым без прав сев за руль. Давил там, давил здесь, а потом мирился с потерпевшей стороной.
— Может, вы и правильно выражаетесь, что убил. Но с точки зрения юриспруденции — не убивал. Он не хотел никого убивать.
— Он просто шары залил, гнал и наехал на толпу людей на тротуаре. Еще вопрос. Многие люди по старинке запугивают соседа или коллег по работе – я на тебя напишу. Думает: напишу на него, его припугнут, а потом мы это дело развалим. Пишет заявление и получается так, что вызывают в полицию того, на кого он написал, заводят уголовное дело. Почему так?
— Прежний Уголовно-процессуальный кодекс содержал такую стадию, которая называлась – «стадия доследственной проверки». В теории уголовного процессуального права она называлась «стадия возбуждения уголовного дела». Нынешний уголовно-процессуальный кодекс доследственной проверки не содержит. Если раньше заявление поступило — по нему проводились проверочные действия – есть ли там поводы к возбуждению уголовного дела. Уголовное дело по нынешнему Уголовному кодексу возбуждается путем подачи заявления заявителем.
— И уйти от ответственности уже не представляется возможным?
— Конечно, предоставляется. Мы же с вами говорили, допускается возможность примирения.
— Но при этом будет собрана вся доказательная база.
— Доказательная база собиралась и тогда, и сейчас. Сам факт поступления заявления дает возможность сразу приступать к производству предварительного расследования. В нынешнем УК именуется как «стадия досудебного расследования». Раньше была стадия возбуждения уголовного дела, а после того как принималось решение о возбуждении уголовного дела, начиналась стадия расследования. А теперь нет стадии возбуждения уголовного дела, но есть стадия досудебного расследования. Она начинается сразу после регистрации заявления. Есть аббревиатура ЕРДР – единый реестр досудебного расследования. Заявлению присваивается номер и выдается следователю.
— Это делается, чтобы исключить коррупцию среди тех, кто занимается расследованием?
— Не только. Предыдущий период свидетельствует о том, что были нередкими случаи, когда сотрудники правоохранительных органов по поступившему заявлению принимали решение об отказе в уголовном деле необоснованно.
— Не по закону.
— Можно и так сказать.
— Что такое поручительство? Как это происходит? У нас раньше тоже не было такой нормы.
— Поручительство – это из раздела уголовно-процессуального закона, где речь идет о мерах процессуального пресечения и более конкретно – о мерах процессуального принуждения. И прежний, и нынешний Уголовный кодекс содержит 7 видов мер пресечения, в том числе и поручительство.
— Поручительство как мера пресечения?
— Эта мера осталась и в нынешнем Уголовном кодексе. Перемена в том, что не менее двух человек, вызывающих доверие у следователя, у дознавателя, обращаются с согласия лица, в отношении которого ведется производство (по нынешнему Уголовному кодексу он называется подозреваемый), с письменным ходатайством о том, что они ручаются за это лицо. За что ручаются? Первое, что лицо будет своевременно являться к следователю и в суд. Второе — не скроется от органов предварительного следствия и суда.
— И поручители тоже несут за это уголовную ответственность?
— Нет. Не уголовную. Тогда этот институт не имел бы места. Они предупреждаются: в случае нарушения лицом, за которого они поручились, этих двух условий, они будут подвергнуты мерам административного воздействия в виде штрафа до 10 МРП.
Видеоверсию смотрите здесь.