Ментальность казахстанцев продолжает удивлять. Согласно последним исследованиям Центра социальных и политических исследований «Стратегия», жители республики испытывают симпатии к Беларуси, но желают, чтобы их дети учились в Англии. Они не очень доверяют Китаю, но могли бы, в принципе, принять от этой страны военную помощь. Чем объясняется такое противоречие во взглядах? Эксперты полагают, что это результат информационной обработки наших сограждан.
В конце августа этого года в Москве прошло 5-е Итоговое заседание экспертного клуба «Vision евразийской интеграции в свете меняющихся геополитических условий», в котором приняли участие известные эксперты и научные деятели постсоветского пространства.
От Казахстана на заседании выступила президент ЦСПИ «Стратегия» Гульмира Илеуова с докладом «Внешнеполитические предпочтения казахстанцев». Вот о чем говорилось в докладе.
Самой дружественной страной, по опросам населения РК, на протяжении трех лет наблюдений признана Российская Федерация (показатель симпатий не опускался ниже 80%). Второй по списку дружественности стала Беларусь, рейтинг которой растет (сейчас 46%). На третье место в предпочтениях вышел Кыргызстан (33%), рейтинг которого также существенно (+8%) вырос. Все остальные предлагаемые в списке страны, в том числе Узбекистан и Турция, имеют более низкие показатели дружественности.
В списке недружественных стран первое место заняли США, опрос в 2014 году показал существенный рост (назовем условно) антиамериканских настроений (+7%). На этом фоне меньшее число казахстанцев стало рассматривать Китай в качестве недружественной страны (14%; -5% по сравнению с 2013 годом). Исследование 2014 года также зафиксировало увеличение доли казахстанцев, считающих недружественной страной Украину (с 3% до 8%), при заметном снижении антиузбекских (с 11% до 4%) и антигрузинских (с 9% до 4%) настроений.
Что могло оказать влияние на такие изменения, учитывая, что например со стороны США в адрес Казахстана не было сделано каких-либо значимых, недружелюбных на уровне общественного восприятия шагов в течение наблюдаемого времени? На наш взгляд, важнейшее значение имеет информационный фактор. Приведу пример из оценок казахстанцев по поводу осложнения российско-украинских отношений. Так, в апреле 2014 года специальный опрос показал, что 85% опрошенных знали об осложнении отношений между этими двумя странами.
61% респондентов одобряли позицию РФ и только 5% – позицию Украины, при этом 50% формировали свою позицию на основе материалов казахстанских СМИ, а треть – на основе российских.
Другие иностранные источники были востребованы только на уровне 1% опрошенных.
В таком вопросе, связанном с безопасностью, как оказание военной помощи, 69% респондентов хотели бы получить ее от России, 15% – от Беларуси, т.е. в данном вопросе приоритет РФ безоговорочный. Схожая картина (высокий уровень предпочтений РФ) зафиксирована по таким направлениям, как культурное (приезд российских артистов) и экономическое (трудовая миграция).
Но если взять иные вопросы взаимоотношений РК с другими странами, как например получение образования, то несмотря на то, что Россия находится на первом месте (19%), другие страны также имеют сравнительно высокий уровень привлекательности. Так, значительный интерес представляют для казахстанцев Великобритания (16%), США, Германия (каждая выше 10%). Инвестиции, сотрудничество в области науки и техники – по этим направлениям у населения Казахстана есть значительный интерес и возможность выбора среди других стран.
Если попытаться подытожить все сказанное, можно сделать следующие выводы. Очень важна роль информационного фактора в формировании картины мира населения, в формировании его предпочтений. В Казахстане это наиболее выпукло проявилось в изменении отношения казахстанцев к Китаю.
Миф о «китайской угрозе», якобы «изначально» существующей для Казахстана, отошел на второй план, уступив первое место антиамериканским настроениям.