Несмотря на кризисные явления и нестабильность национальной валюты, Казахстан остается самой привлекательной страной в СНГ для инвестиций. По крайней мере так считают аналитики из Германии.
«Среди ближайших соседей России на постсоветском пространстве Казахстан преследует пожалуй самые амбициозные цели экономического развития на ближайшие десятилетия, — передает государственная немецкая международная телерадиокомпания Deutsche Welle. Согласно плану казахстанских властей, озвученному президентом Нурсултаном Назарбаевым в январе прошлого года, к 2050 году страна должна войти в число тридцати развитых экономик мира с преобладающей долей городских жителей, качественной транспортной инфраструктурой и развитой медициной. По мнению ряда экспертов, Казахстан уверенно движется в этом направлении, а по некоторым показателям даже обогнал Россию.
Один из них — объем накопленных иностранных инвестиций, в том числе китайских, которые в 10,5 раз превышают размер китайских вложений в экономику России, написал в колонке для газеты «Ведомости» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. «И этот курс, судя по всему, будет продолжен», — отметил он.
В конце августа 2015 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и председатель КНР Си Цзиньпин подписали соглашения о сотрудничестве на сумму в 23 млрд долларов.
Свой визит в Китай Назарбаев назвал «поворотным пунктом в казахстанско-китайских связях».
После 20 лет сотрудничества, преимущественно в энергетике и добывающей промышленности, страны начинают интенсивную совместную работу в обрабатывающих секторах, включая машиностроение и переработку ресурсов.
В отношениях с иностранными инвесторами Казахстан «давно следует курсу, который Россия пока даже не готова осмыслить», отмечает Иноземцев.
Если не считать страны Балтии, Казахстану удалось построить самую успешную модель экономики на всем постсоветском пространстве.
Речь идет в первую очередь об инвестиционной привлекательности и степени либерализации экономики — показателях, по которым Казахстан давно обогнал Россию, рассказал в интервью DW директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. Чтобы это понять, подчеркнул эксперт, достаточно посмотреть на международные рейтинги.
Так, в Индексе экономической свободы американского исследовательского института Heritage Foundation Казахстан занимает 69-е место из 178 и причисляется к категории «умеренно свободных» стран. Россия же много лет остается в числе «преимущественно несвободных стран». В рейтинге, опубликованном в 2015 году, она на 143-м месте.
Несколько лет подряд Казахстан также серьезно опережал Россию в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business, — продолжает обозреватель Deutsche Welle Ирина Филатова. — Обогнать соседа и вырваться на 62-е место России удалось лишь в 2014 году. Казахстан занял в рейтинге 77-ю строчку из 189.
В отношениях с инвесторами Казахстан следует общепринятым в мире правилам, а не придумывает собственные, объяснил в интервью DW Владислав Иноземцев.
«Эти правила сводятся к тому, что инвестор всегда прав, что никакой экспроприации собственности быть не может, что крупные инвесторы получают налоговые льготы».
По словам эксперта, именно это и привлекает в страну инвестиции.
Еще один секрет казахского успеха — миролюбивая внешняя политика, полагает Андрей Казанцев. Он напоминает, что все внешнеполитические инициативы казахстанских властей «были направлены на разоружение, мирное сосуществование и интеграцию». «В этом плане казахская внешняя политика очень европейская, она наиболее близка к европейскому образцу, — говорит эксперт. — Благодаря этому Казахстан получает возможность эффективно взаимодействовать со всеми партнерами, получать инвестиции и наращивать торговлю».
Для Китая Казахстан — важнейший партнер в реализации проекта по воссозданию «Шелкового пути», который должен соединить КНР с торговыми партнерами в Иране и Европе через Среднюю Азию, подчеркивает Казанцев. Неудивительно, рассуждает он, что китайские власти так много инвестируют в казахскую экономику.
Иноземцев, в свою очередь, не исключает, что реализация крупных инфраструктурных проектов позволит Казахстану обойти Россию и с точки зрения развития логистики. А снятие международных санкций с Ирана только повысит заинтересованность Китая в строительстве инфраструктуры «Шелкового пути», а значит и в сотрудничестве с казахскими партнерами, добавляет он: «Поэтому Казахстан может стать тем мостом между Европой и Азией, на роль которого претендует Россия».
Правда, Лилит Геворгян, аналитик по России и СНГ в лондонской компании IHS Global Insight, смотрит на перспективы Казахстана более скептично и не считает путь его экономического развития особенным:
«Это страна с точно такими же проблемами, с деловым климатом, как и Россия, и к тому же с недостатками вроде меньшей численности населения и отсутствия выхода к морю».
Кроме того, казахская экономика существенно проигрывает российской по размерам, констатирует Казанцев. Поэтому «многие вещи, которые сработали в Казахстане, не сработали бы в России, если бы она копировала казахстанский опыт», — пояснил он.