Новейшая история показывает, что молодежь выступает локомотивом так называемых цветных революций. Особенно высока вероятность использования молодых людей в качестве сначала пороха, а затем пушечного мяса в кризис — экономический, духовный. Сегодня мы говорим с политологом Досымом Сатпаевым на эту непростую тему.
— Досым, я много раз слышал мнение, что потолок по доллару не достигнут, справедливая цена должна быть 370 тенге за доллар или даже больше 400 тенге. Вы как думаете? Может, мы еще не до конца испытали все прелести?
— Уже давно (даже не связано с последними действиями) еще девальвация прошлого года хорошо показала, что правительство и Нацбанк не являются самостоятельными игроками. Не они определяют экономическую политику внутри страны. Ее определяет ситуация в Китае, ситуация в России, действия федеральной резервной системы США, ситуация в Европейском союзе. Большое количество внешних факторов являются игроками в нашей стране. То, что делают наши профильные структуры, это подстраивание к обозначенным событиям.
И будущий курс тенге будет определять не правительство и Нацбанк
— А каков прогноз? Кто-то говорит, что укрепится тенге. Кто-то говорит — укрепится доллар и будет 340-370 тенге.
— Я думаю, что последние решения как раз говорят о том, что ситуация выходит из-под контроля. Сам факт того, что правительство и Нацбанк решили отказаться от некоего потолка, определенного валютного коридора, уже говорит о том, что они не хотят брать ответственность за будущие потолки, которые опять будут нарушать. Выяснилось — то, что они пытались сделать в этом году, не работает. Поэтому они посчитали, лучше снять с себя ответственность и отдать все на волю рынка.
Опять же, это воля внешних факторов. Если цена на нефть упадет еще больше, то это опять сильно ударит по курсу нашей национальной валюты. Премьер-министр Карим Масимов привел недавно новый фактор – поведение Ирана. То есть, если ослабят санкции, если позволят Ирану часть иранской нефти выдать на мировой рынок, то это может привести к новому падению цен. По-моему, еще на 10$. Опять же это является доказательством нестабильность национальной валюты.
— В этой связи нас интересуют прежде всего проблемы молодежи. У нас много молодых бизнесменов – стартаперов, которые хотят начать свой бизнес. Что им делать?
— Молодые бизнесмены ничем не отличаются от морских волков в бизнесе. Я читал интервью одного представителя первой волны казахстанских бизнесменов. Он заявил о том, что в первую очередь возмущает казахстанских бизнесменов — не существует четких правил игры со стороны государственных структур. Они эти правила постоянно меняют по ходу. Бизнес нуждается в некой стабильности. Поэтому молодым предпринимателям нужно исходить из простой мысли, что государство, к сожалению, является главной бедой. Это приводит к тому, что интересы государства могут превалировать над интересами частного бизнеса. Хотя сейчас на всех углах заявляется, что государство готово поддержать малый и средний бизнес, активно помогать молодым предпринимателям. Но другие действия говорят об обратном. Те же кредиты, которые хотели выдавать молодым предпринимателям, что из себя представляют в связи с последними решениями?
Опять же, банки сейчас будут зажиматься, они ведут свою собственную игру
И как показывает практика, наша банковская система была оторвана от реального сектора экономики. Они могли заниматься ипотекой, выдавать кредиты, но не хотели финансировать реальный бизнес. Хотя правительство заставляло – давайте подключайтесь. Ситуация сильно не изменилась и показывает, что многие бизнес-структуры нуждаются в кредитовании или перекредитовании. У них
нет доступа к капиталам, чтобы развивать свой бизнес — это касается молодых предпринимателей
— Банки получили хорошую поддержку от государства — порядка 4 млрд, и успели уйти в доллар. Так что они одни из немногих, кто на этом выиграл. Я слышал информацию, что они теперь готовы кредитовать наш молодой бизнес. Что вы думаете на этот счет?
— То, что вы сейчас заявили — является неким элементом слухов. А согласно нашему уголовному законодательству, за слухи нужно наказывать. Борьба со слухократией. Опять же, повторю — без активного подключения финансового сектора, потому что через него идет в основном идет финансирование казахстанской экономики, через государственную поддержку, которая осуществлялась, молодые предприниматели не выживут, они туда должны приходить.
— За поддержкой государства?
— А поддержка идет через банки. У нас нет государственного банка. Хотя уже сколько было предложений создать государственный банк. Например, аграрный банк для фермеров. Предлагали в Алматы создать городской банк для поддержки городской инфраструктуры. Но на данный момент существующий банк – это инструмент, через который должно быть финансирование экономики. Но многие банковские игроки не хотят этим заниматься. Думают, что это высокие риски, не хотят брать те или иные залоги, думают, что казахстанский бизнес – это очень рискованное занятие. Возникает вопрос: а где государственные приоритеты?
— Отовсюду идет информация, что нужно затягивать пояса — идут трудные времена. У нас много самозанятой молодежи, студентов. Маргинальные слои, которые еще не определились. Как эта ситуация будет сказываться на молодежи? Вы в соавторстве с другими политологами недавно выпустили книгу «Коктейль Молотова», где проведен анализ сегодняшней казахстанской молодежи. Как она себя проявит, если уровень жизни будет опускаться с каждым днем?
— Нашу книгу «Коктейль Молотова» мы выпустили в связи с «Арабской весной». Потому что там в авангарде были молодые люди. Но самое интересное, что это молодежь, получившая высшее образование, но не нашедшая работу. Кстати, первый прецедент в Тунисе, когда молодой человек с высшим образованием торговал овощами, у него все это хотели отобрать и он предпринял акт самосожжения в знак протеста.
— С чего все и началось?
— Помните «из искры возгорится пламя»? То есть уже была готова социальная среда, чтобы один маленький прецедент вызвал такой мощный мультипликативный эффект, приведший к смене режима.
— Но есть расхожее мнение, что этому помогли внешние силы.
— Как показывает практика,
внешние силы подключаются, когда видят, что внутри страны уже назревает что-то
Они видят на кого можно сделать ставку. Но с «Арабской весной» много непонятных моментов. Потому что многие западные специалисты по арабскому миру не могли предсказать такие события. Режим, который существовал 30-40 лет в Египте или в Ливии, вдруг развалится как карточный домик. И сейчас мы видим этот геополитический хаос. Что касается Казахстана. Давайте исходить из того, что наша молодежь является частью общества. Общество – это некая пирамида – не очень стабильная и в некоторой степени взрывоопасная. 10% или чуть меньше – богатые люди. Люди, которые при любых условиях остаются в шоколаде. Есть еще «золотая молодежь», которая живет своими принципами, не совсем соответствующими моральным. Есть средний класс. Он очень маленький. Называют разные проценты.
— Это те, кому еще есть что терять.
— Это люди, у которых есть работа, квартира, машина, и не одна. Они могут дать образование своим детям. Те люди, которые себя считают средним классом. Их 15-25 % в основном в крупных городах – Алматы и Астана. Большой процент так называемый протосредний класс. Люди, которые болтаются между средним и бедным классом. Они при благоприятных экономических условиях могут стать середняками. Но при неблагоприятных условиях, как сейчас, могут опуститься ниже. Самозанятых — 2 млн 700 тысяч. Они и составляют эту армию протосреднего класса.
Эта группа и является миной замедленного действия, потому что там очень много молодежи. И конечно, есть бедные слои населения
От них никуда не денешься. Эта пирамида тоже отражает молодежное деление на разные группы. Нет понятия молодежь Казахстана. Есть разные молодежные стратификации с точки зрения социального положения, отношения к тем или иным проблемам. Поэтому мы должны говорить, о какой конкретно группе молодежи идет речь. Мне сейчас интересна внутренняя миграция и появление в крупных городах большого числа молодежи из сельской местности. Которые, по сути, и создают маргинальную среду. Из нее есть выход вверх. Но есть и опасность превратиться во взрывоопасную группу.
— Это те люди, которые до сих пор себя ищут, не устроены, и ими легко воспользоваться.
— Здесь идут большие споры. Одни говорят, что молодежь должна сама пробиваться и добиваться, как во многих странах мира. Но многие забывают, что даже на Западе есть принцип – равные стартовые условия. Человеку могут дать некую возможность показать себя. Если ты не реализовался, то это уже твои проблемы.
— А ведь система «Болашак» признана решить именно эту проблему.
— Я всегда скептически относился к этой системе, потому что – какой смысл повышать образование для незначительной части молодежи и параллельно гробить казахстанскую систему образования, через которую проходят гораздо больше молодых людей. То есть
потоки молодых выпускников, которые сейчас выходят на наши рынки труда, не могут найти себе место
Рано или поздно их тоже настигнет разочарование. Кто-то с этим разочарованием уйдет в экстремистские организации.
— Сейчас много ловцов душ.
— Они как раз и ждут разочарованных и обиженных. У нас нет равных стартовых условий для молодого парня, который приехал из сельского депрессивного региона в Алматы. У него нет хорошего образования, нет хорошей работы и соответственно зарплаты. Большие проблемы с созданием семьи, гигантские проблемы с получением жилья.
Получается замкнутый круг, из которого не выбраться без поддержки государства — вот здесь оно и должно подключаться
Мы это можем себе позволить. Нас всего 17 млн с хвостиком. Мы не китайцы. При желании государство могло бы реализовать многочисленные молодежные программы, которые протрындели за эти годы, если реализовать конкретно ответственный орган, и были бы контроллеры со стороны самого общества.
— Я – человек, который верит в собственные силы. Пока мы будем ждать какого-то конструктивного действия со стороны государства… Что делать молодежи, чтобы не стать жертвой экономической ситуации или просто пушечным мясом?
— Чтобы не стать марионеткой ни в руках олигархов, ни политических игроков, нужно повышать образовательный и культурный уровень.
— Ну что, всем книжки читать? Им нужно кушать. Они тачки толкают на базаре.
— Образовательный уровень не всегда зависит от занимаемого статуса. Как показывает мировая практика, человек, который работает в низкой профессиональной нише, может найти возможности поднять свой профессиональный уровень. Это зависит от желания и воли. Но не все могут себе это позволить — желание есть, воля есть, а силы воли нет. Есть большое количество молодых людей, они придумывают стартапы, ищут спонсоров, чтобы все это реализовать. Но не все такие. Чтобы помочь — некоторых нужно подтолкнуть. Это можно сделать через определенную государственную политику. Одно время пытались реанимировать ПТУ.
У нас большой дефицит рук, не только мозгов
Люди, которые умеют работать на предприятиях, на индустриальных комплексах, которые понастроили, а работать некому. Не хватает инженеров. Рынок нуждается в специалистах. Рынок перенасыщен в сторону гуманитариев. Определенные потоки молодых людей можно было направить туда.
— Мне кажется, мы уже упустили свое время. Мы находимся в самом кризисе, которым нас так долго пугали.
— Из лимона нужно делать лимонад. Если мы будем рвать волосы не только на голове, как говорил Григорий Марченко, мы опять же ничего не изменим. Любому молодому человеку не нужно рассчитывать на фортуну.
— Или доброго дядю.
— Рассчитывать на себя. Если поставить цель и попытаться ее достигнуть, то обстоятельства могут складываться и благоприятным образом. Помнишь книгу «Как закалялась сталь»? То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Поэтому нужно исходить из того, что конкуренция будет расти. Если ты хочешь остаться на этом рынке труда, то должен приложить все усилия, чтобы самосовершенствоваться с профессиональной и культурной точки зрения. Было бы глупо рассчитывать на то, что государство отдало бы все это в руки свободного рынка. Государство должно подключиться через определенную программу. Улучшить систему образования, чтобы на выходе у нас были востребованные специалисты.
— Это же вопрос не одного дня.
— Да. Но если мы сейчас осознаем и начнем работу, то рано или поздно мы эту проблему решим.
— Наверное, нужно пережить какой-то катаклизм, чтобы это осознать.
— Мы уже пережили немало катаклизмов. Не нужно ждать гигантского апокалипсиса, чтобы потом на руинах что-то построить.
Проблемы, которые сейчас возникают, являются хорошими лакмусовыми бумажками, которые показывают нам, что мы могли исправить
Второе – я бы посоветовал молодым людям повышать свой уровень политической культуры.
— Интересоваться политикой.
— Затертый афоризм — если ты не интересуешься политикой, политика все равно будет интересоваться тобой. Хочешь ты или не хочешь. Но
ты или будешь сознательным гражданином, который будет сознательно реагировать на политические решения, или ты будешь марионеткой в руках политиков, которые будут использовать тебя как пушечное мясо
А желающих будет много.
— То есть вытекает две рекомендации на сегодняшний день. Звучит тривиально. Но… Повышать свое образование и интересоваться политическим процессом в стране и мире.
— И третий совет. Важно, чтобы молодые люди связывали свое будущее с этой страной. Я знаю, что у многих есть мигрантские настроения.
— А есть куда убежать?
— Везде хорошо, где нас нет. Я побывал во многих странах мира. Даже в тех, которые, по мнению нашей молодежи, являются райскими местами. Это не так. Мы сейчас входим в фазу глобальных изменений. Посмотрите, что происходит с Европой с ее миграционными потоками.
— Поэтому нужно быть патриотами.
— Патриотом, исходя из точки зрения, что то, что ты делаешь для себя — ты делаешь и для своей страны. Не воровать. Не быть похожим на молодых агашек.
— Не быть иждивенцем.
— А быть той конструктивной силой, которая рано или поздно получит в свои руки управление. Когда это время придет, вы должны быть готовы, чтобы взять в свои руки управление в экономике и политике. Казахстан – наш общий корабль, где рано или поздно будет смена команд. И будет большая потребность, чтобы штурвал попал в руки патриотов, которые выведут корабль из любой штормовой зоны.
— То есть все гениальное просто. Повышайте образование, интересуйтесь политикой и геополитикой. Будьте патриотами, так как именно в эпоху перемен нам может улыбнуться удача. Спасибо! И до скорой встречи!
Видеоверсию смотрите здесь.