Новшество об ограничении ввоза автомобилей из стран СНГ Министерство по инвестициям и развитию (МИР) спрятало в приказе №481. Бизнесмены возмутились таким шагом ведомства Асета Исекешева — ведь поставлен вне закона целый сегмент бизнеса! — и подали на него в суд.
Суть приказа сводится к следующему:
если новый автомобиль ввозится из стран ЕАЭС не для личных, а для коммерческих целей, необходимо согласие, то есть лицензия Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР.
Как заверяют в МИР, данная мера направлена на «защиту потребителей от недобросовестных поставщиков автотранспортных средств, а также обеспечение высоких стандартов качества в сфере продаж и сервиса автомобилей в РК, которые могут гарантировать только официальные представители производителей». Но при ближайшем рассмотрении кажется, что эти «благие намерения» имеют под собой весьма корыстную цель.
– Крупные компании, национальные производители и импортеры автомашин, которые не могут противостоять нормальной конкуренции, стали просить защиты у государства: заявлять о сокращении персонала, продаж и планов на будущее. Их надо было срочно спасать, но как? Ответ родился сразу – исключением с рынка конкурентов (частных импортеров автомобилей — прим. ред.) Как это сделать? Лицензировать ввоз автомашин. Пусть компании, которые у нас окрестили «серыми», перестанут мешать исполнению планов великих стратегов отечественного автопрома, – говорит генеральный директор «Samal Motors» Максат Мирманов, инициатор судебного процесса против министерства. – Десятки предприятий малого и среднего бизнеса, которые занимались параллельным импортом автомобилей, остались без работы. По сути, они уничтожены ради светлой и жизненно необходимой нашей стране идеи – казахстанского автомобиля.
– Получается, отечественный автопром расписался в собственном бессилии? Но ведь помощь, которую ему оказывает государство, колоссальна!
– Даже поверхностный взгляд на сухие цифры статистики не может вызвать оптимизм у представителей официального рынка. Так, по данным АКАБ (Ассоциации казахстанского автобизнеса)
в этом году прибыль автодилеров Казахстана сократилась более чем на треть. В тоже время количество автомобилей, ввезенных из ЕАЭС, значительно выросло
Конечно, ситуация этого года не типичная, все случилось из-за девальвации рубля, благодаря чему наши сограждане смогли поехать в соседнюю страну за дешевыми авто.
В общем,
крупные автодилеры посчитали упущенную выгоду и пролоббировали появление приказа №481, который подавляет здоровую конкуренцию и лишает потребителей права выбора из более широкого ассортимента
— Ведь «выпросить» у правительства запрет гораздо легче, чем бороться за кошельки и сердца покупателей в условиях жесткой конкуренции.
– Если независимый импортер без лицензии попробует ввезти подержанный автомобиль для последующей продажи, то…?
– Товар может быть конфискован. Все юридические лица, даже далекие от автомобильного бизнеса, теперь не имеют права ввезти даже один автомобиль без наличия лицензии. Даже если вы сами на нем ездить хотите. Сначала потрудитесь подписать дилерское соглашение с заводом на одну машину. Не можете – вам всегда скажут welcome компании, чьи недавние сокращения продаж вы собственно и призваны теперь компенсировать принудительно.
– Но ведь Казахстан — член ЕАЭС, а значит должен быть беспрепятственный ввоз любых товаров. Как данная заградительная мера, направленная на защиту крупных автокорпораций, вписывается в законодательные рамки ЕАЭС?
– С нашей точки зрения приказ противоречит договору о ЕАЭС, но Министерству удобнее с этим не соглашаться, по их мнению все эти меры признаны недискриминационными и договору о ЕАЭС не противоречат. Даже правилами ВТО подобное допускается – мы же не запрещаем ввоз вообще, а просто определяем круг компаний, которые будет этим заниматься.
– Тогда в чем суть ваших судебных притязаний к министру Исекешеву?
– Судебный процесс, который начала наша компания, не связан с борьбой серого импортера за место под солнцем. Хотя почему мы «серые»? Мы такие же как и все остальные – покупаем там же, продаем здесь же. Но, видимо, наши услуги стали лучше, чем у старожилов на четырехколесном рынке.
Поэтому три министра, Исекешев, Досаев и Имашев, создали новые отношения под именем «дилерское и дистрибьюторское соглашение». Одно не учли – в нашем законодательстве нет таких понятий.
— Кто такие дилеры и с чем их едят, мы и пытаемся разобраться на наших судебных процессах. Странно, но представители господина Исекешева были официально согласны с нами, что законы наши скудны на названия и не готовы к прогрессивным идеям министров. В общем,
приказ №481 противоречит Конституции, Гражданскому кодексу и антимонопольному законодательству.
А вот закон о нормативно правовых актах вообще запрещает возможность издания таких документов. Кто такие дилеры, никто не знает, какие права и обязанности должны быть предусмотрены в соглашении, никому не известно. Но получить лицензию без документа-призрака невозможно.
К сожалению, те, кто призван защищать интересы малого и среднего бизнеса, наша Национальная палата предпринимателей, не сделала замечаний и предложений на проект этого приказа. Экспертное заключение уже бывшего и.о. Председателя правления Ошакбаева полностью одобрило появление приказа Министерства по инвестициям и развитию.
– Что говорит ваш ответчик в суде?
– Сотрудники министерства по инвестициям и развитию начали шаг за шагом признавать свои нарушения и называть их грубыми, за что и поплатились – прокурор попросил суд вынести частное определение и наказать столь неподготовленных представителей.
– Значит, вы выиграли?
– Проиграли. И уже подали на апелляцию. Вообще ситуация была очень интересной. Требования истцов подтвердились ответчиком, но суд все равно отказал истцам.
– Почему? На каком основании?
– Не знаю. Мы запутались окончательно. Три министра, национальная палата предпринимателей, прокуратура Астаны и суд видимо имеют доступ к секретному законодательству в области автомобильного бизнеса нашей страны. Порядка 40 лицензий уже выдано.
– Как вы оцениваете свои шансы в суде? На что рассчитываете, подавая на апелляцию?
– Свобода выбора – наше право, за которое мы будем биться до конца. Любой гражданин имеет право выбирать, какой товар, где и как он хочет купить. Другой вопрос, что не всем это нравится. Сейчас запущен серьезный механизм, и если все промолчат, то дальше будет только хуже. Крупные финансово-промышленные группы, у которых есть активное лобби в правительстве, начнут поджимать его под себя, убирать всех конкурентов, давая возможность в нынешних рыночных условиях существовать только себе и своим аффилированными компаниям. Это мощный «каток», который сейчас наезжает и смотрит на реакцию: будет сопротивление или не будет?
– Сопротивление есть?
– Слабое. Только наша компания подала в суд. Все остальные промолчали. Ведь название приказа №481 «Об утверждении перечня отдельных видов товаров, в отношении ввоза которых с территории стран Евразийского экономического союза предоставляется исключительное право, за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности» вроде бы не затрагивает интересы граждан. Если же вчитаться в него правильно, а еще и добавить официальную позицию министерства, озвученную на судебных процессах, то уже можно хвататься за голову.
Приказ дал возможность министерству самостоятельно определить, что гражданин купил машину в целях предпринимательских, и применить к нему меру воздействия.
— Семьям с большим количеством детей лучше сразу купить огромный автобус, так как наличие 3-4 авто может также отнести вас в разряд столь уважаемого малого среднего бизнеса.