Скоро будет введен утилизационный сбор на все новые и свежеввезенные из-за рубежа машины. Об этом сообщил на днях вице-министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Альберт Рау.
Сейчас в министерстве готовят соответствующий законопроект. Тарифы еще не озвучены, но, скорее всего, размер утильсбора будет зависеть от объема двигателя и типа авто. Рассчитать же реальную стоимость утилизации чиновники не могут — нет опыта, ведь в стране нет ни одного предприятия по переработке автохлама. Как сообщил Альберт Рау, скоро в Казахстане наладят утилизацию резиновых покрышек, но на этом пока все. Ни о какой другой утилизационной отрасли сейчас даже речи нет.
Сбор вводится по примеру России, там же его объясняют двумя причинами:
во-первых, в качестве компенсации в бюджет из-за резкого снижения ввозных пошлин на автомобили после вступления страны в ВТО,
во-вторых, с целью обеспечения местным автосборщикам преимущества над более популярными в народе иномарками.
Между тем, аналитики авторынка считают, что планируемый
«сбор на похороны» автомобилей значительно увеличит стоимость нового и свежепригнанного авто
Ведь мелочиться власти не будут. При этом больше всего платить придется тем, кто захочет привезти б/у машину из Европы.
Сейчас средние ставки ввозных пошлин на новые автомобили составляют порядка 27,9 %. С начала следующего года уровень их снизится до 13,3%, и будет продолжать ежегодно снижаться на 0,5 – 0,6%, пока не достигнет среднего уровня в странах ВТО (10,8%). На б/у автомобили ставки пошлин также будут поэтапно снижаться до 15%.
– Планируется, что с 1 января 2016 года открываются «ворота» для ввоза автотранспортных средств из стран ВТО и сразу же таможенный сбор будет снижен, – говорит генеральный директор «Samal Motors» Максат Мирманов. – Но резко подешеветь автомобилям не дадут. Для этого собираются ввести утилизационный сбор.
Конечно, влияние на авторынок можно будет оценить только после того, как будут окончательно утверждены все шкалы ставок в зависимости от объемов двигателя, типа транспортного средства и дифференциации для новых и подержанных импортных автомобилей.
– Все это просто ляжет на плечи народа. Задача властей сделать так, чтобы все импортные машины на входе стали дорогими, чтобы не было стимула в частном порядке завозить машины из Европы, и чтобы не пострадали местные производители «Сары-Арка автопром», «Азия Авто», «Агромашхолдинг», – говорит Максат Мирманов.
По прогнозам экспертов, вместо ожидаемого подъема авторынок ждет глубокий спад. Будет ограничение поставок новых импортных моделей, особенно в бюджетном сегменте. Впрочем, если импортеры еще могут минимизировать потери за счет сокращения поставок, то производители окажутся в сложной ситуации: производить меньше они не могут, продавать больше, с учетом тонущего тенге – тоже.
Как сообщил вице-министр, реально платить утилизационный сбор будут только импортеры, производитель же сможет выбрать: самому перерабатывать либо платить в специально созданный фонд. «Речь идет об ответственности производителя за выпуск, потребление, утилизацию и переработку», – подчеркнул Альберт Рау.
– Когда в 2012 году вводили утилизационный сбор в России, было всего 4 или 5 заводов по переработке автоотходов, а нужно было порядка 30, – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. – С тех пор ситуация не изменилась –
деньги собирают, а утилизируют ли автомобили или нет — неясно, и никто информации на эту тему не предоставляет. Понять, куда уходят деньги, невозможно
— Получается, что россияне сейчас платят за неоказанные услуги, и никто не гарантирует, что эти услуги будут когда-либо оказываться вообще. У нас в Казахстане, скорее всего, будет то же самое.
— В нашей стране, как и в России, предполагается просто обложить дополнительным налогом импорт. Создание инфраструктуры по утилизации автомобилей займет немало времени и огромных капиталовложений. На сегодня никто из официальных лиц с какими-либо программами, расчетами, обоснованиями не выступал – добавляет Максат Мирманов.