16 сентября Национальный банк РК сделал два неожиданных и решительных шага: провел долларовую интервенцию, чтобы «утихомирить» курс американской валюты, а затем опубликовал список банков, скупавших валюту на KASE.
Наибольший объем торгов по итогам 16 сентября у Народного банка — $58 млн.
После публикации этого списка Народный банк РК обвинил Нацбанк в некорректности и поспешил оправдать свои действия потребностями клиентов.
«Данные объемы связаны с потребностями клиентов, на основании поручений которых коммерческие банки выставляют заявки на бирже», — в частности сказал банк.
Прокомментировать происшедшие события на бирже и вокруг нее мы попросили известного финансового аналитика, консультанта FIBO Group Евгения Слесарева.
— Вам не кажется, что Национальный банк РК сегодня пребывает в растерянности и даже паническом настроении? Иначе как объяснить вчерашней лихорадочный выброс долларовой массы?
— Никакой паники не было. Скорее, наоборот. Нацбанк занял совершенно правильную позицию — выдержал грамотную паузу и не вмешивался в положение дел в течение нескольких дней. И только, когда 16 сентября началась реальная паника с курсом доллара, Нацбанк провел долларовую интервенцию. Причем была выбрана, как говорят, «психологически выверенная цифра» в 300 тенге за 1 доллар. Дело в том, что
при таких «круглых» цифрах рынок часто сам «пугается» и успокаивается — именно в этот момент регулятор «нанес удар»
Что касается Народного банка, то здесь действует принцип «врага надо знать в лицо». Банку нужно знать, кто выступает на торгах, с каким объемом. Это позволит ему координировать дальнейшие действия. У Народного банка были самые большие объемы по торгам, он обязан понимать, с кем ему работать в дальнейшем.
— Мне кажется, здесь есть еще один момент. Некоторые аналитики говорят, что «рубль должен стоить 4,5 или 5 тенге». Если доллар сегодня стоит 65 рублей, то и курс тенге должен быть 320-325 за один доллар…
— А откуда вы берете курс «300» или «325»? Почему такие цифры? Такой курс 1 к 5 был год назад. Экономики наших стран прошли совершенно разный путь, тут необходимо серьезное обоснование. Исходить нужно из реального спроса и предложения. Насколько наши экономики, а значит и банки, готовы вести работу по тем курсам, которые есть. Я такого обоснования не наблюдаю.
Вместе с тем сегодня вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау заявил: «Это даже не столько мое мнение, сколько мнение бизнеса, что все-таки
4,5 тенге за один российский рубль — это более-менее комфортно для нашего бизнеса…
У нас падение так и есть, почти 30% по объему выпущенной с начала года машиностроительной продукции, но что отрадно, мы сейчас посмотрели итоги августа…
У нас автопром уже продемонстрировал 7% роста. Июль к июню — было еще падение, а вот август уже почти по всем секторам машиностроения продемонстрировал рост», — сказал А. Рау.