Открытие кыргызско-казахстанской границы откладывалось дважды. Теперь процедуры по вхождению Кыргызстана в Евразийский экономический союз завершены окончательно, и 12 августа таможенный контроль снят на 8 пограничных пунктах пропуска. Но как это отразится на Казахстане? Эксперты пока видят больше минусов, чем плюсов от такой интеграции, которая сейчас больше напоминает благородный жест доброй воли нежели выгодное партнерское решение.
Важность этого события подчеркивается статусностью участников — из резиденции на Иссык-Куле за церемонией отмены таможенного контроля наблюдали оба президента. И хотя рабочий визит главы Казахстана в соседнюю республику официально не приурочен к открытию границы, всем понятно, что двусторонняя встреча будет проходить именно на этом фоне и в этом ключе.
Бишкек никогда не скрывал желания вступить в региональный экономический союз и не приуменьшал значимости такого шага — для Кыргызстана это новый огромный рынок сбыта.
Еще Роза Отунбаева, президент переходного периода Кыргызстана, при каждом удобном случае заявляла: «Мы полны решимости войти в Таможенный союз». Да и нынешний президент не скрывал намерений:
— В нашей стране, в Кыргызстане, практически все граждане ждут, подпишем мы сегодня договор, войдем в союз или не сможем подписать. Я очень переживал, смогут ли наши эксперты найти общее решение. Практически последние 2-3 ночи, можно сказать, не спал, — признался президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев 10 мая этого года в Москве, когда решался вопрос о вступлении КР в ЕАЭС.
Затянувшийся более чем на пять лет режим ожидания вполне объясним. У Кыргызстана слабая экономика и сложная социальная ситуация. Если брать размер ВВП на душу населения, то Кыргызстан не только замыкает строчку в «Табели о рангах» среди стран ЕАЭС, но в разы уступает им. Так, если в России этот показатель с учетом паритета покупательной способности (ППС) равен $25,6 тыс., в Казахстане — $24,2 тыс., в Беларуси — $18,2 тыс., то в Кыргызстане — $3,3 тыс.
Кроме того, из-за отсутствия надлежащего санитарного и ветеринарного контроля на фоне неблагоприятной эпизоотической обстановки, в частности несколько лет назад в Кыргызстане была эпидемия ящура, опасения приграничных соседей вполне оправданы. Наш президент неоднократно обращал на это внимание на этапе согласования условий по вступлению киргизов в ЕАЭС.
— Важно нам не допустить ввоза и распространения болезней среди животных. Этот вопрос имеет огромное значение для сельского хозяйства и Казахстана, и других членов. Безусловно, это необходимо и для сохранения стратегической безопасности самой Кыргызской Республики, — говорил Нурсултан Назарбаев.
Ну и самое главное, Кыргызстан — огромный транзитный рынок не только китайский товаров, но и наркотиков, оружия. Обустроить свои таможенные посты по международным стандартам у Бишкека денег не хватало. Казахстан и Россия оказали соседям помощь на $300 млн. Это всё равно дешевле, чем бороться с последствиями необустроенного соседства.
И вот в мае республику наконец приняли в экономический союз. После этого потребовалось еще два месяца, чтобы открыть участок границы.
— Честно скажу — нет. А к чему там готовиться? — ответил на вопрос журналиста в ходе встречи в Алматы председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов.
— У нас нет серьезной легкой промышленности. Хотя попытки есть и есть ростки. Кстати, за полугодие легкая промышленность дала рост. То есть появились компании, не те старые — АХБК и другие, которые пытаются реанимировать старые технологии. Появились новые предприятия, более мобильные на новых технологиях и подходах. Это отрадно, но противостоять всё равно сложно. Мы вообще предлагали так: учитывая, что Киргизия долгое время была перевалочным пунктом китайских товаров (рынок Дордой), мы просили записать в условиях вступления Киргизии в ЕАЭС право на ввод ограничения доступа продукции из Кыргызстана в случае, если киргизского содержания в нем 50% и менее. Более 50% локализации Киргизии — тогда пожалуйста доступ, если менее — то мы могли бы вводить ограничения. Мы просили, чтобы у нас — стран-партнеров ЕАЭС — было право удостовериться в этом вплоть до инспекционных поездок. К сожалению, эту нашу позицию в условиях не отразили. Прошла Киргизия без этого условия — и это создает определенные угрозы, — считает Аблай Мырзахметов.
— Ну, может быть, для России это не так чувствительно, что киргизские товары какие-то зайдут — понятно, там огромный рынок. И еще, кстати говоря, у них хорошо развито сельское хозяйство, пищевка хорошо развита. И там давление мы тоже испытаем. Еще один вызов — киргизы более дешевая рабочая сила, — сказал он.
— Другое дело, Киргизию надо изучать. Так сильно ее все же бояться не стоит. Киргизская продукция на нашем рынке присутствует давно, не думаю, что они там сильно усилятся. Даже по Китаю, может, это и к лучшему. Теперь, когда Киргизия вошла, к ним из Китая товары будут заходить только через Хоргос. Может теперь, когда таможня станет единой, к нам перестанут приходить контрабандные товары. Особенно нам нужно усилить работу по контрафакту. Нам нужно усиливать работу комитета по защите прав потребителей в части контроля за соблюдением норм безопасности, техрегламента. Вот этой работы нет, — посетовал защитник интересов казахстанских предпринимателей.
— По нашей просьбе в марте комитет провел 1000 контрольных закупок, в 30 случаях были обнаружены факты нарушения безопасности. Нам присылали фотографии накаченных всякой дрянью кур и так далее. Этого не должно быть, это же интерес госпотребителя. Мы вообще предлагали по примеру России на этих пограничных переходах оставить пункты контроля: ветеринарного, санитарного, техрегламента. И мне кажется, это мера, — полагает господин Мырзахметов.
— К чему приведет открытие казахстано-кыргызской границы? Тут есть как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным моментам я бы отнес сокращение времени при прохождении границы для казахстанских туристов, облегчатся перевозки в Кыргызстан, — прокомментировал событие известный казахстанский политолог Марат Шибутов.
— К отрицательным моментам можно отнести резко возрастающие риски по перевозке оружия и наркотиков из Кыргызстана. Умрет вся инфраструктура, которая там возникла в приграничной зоне (несуны, контрабандисты, решалы и т.д.). Возрастет поток товаров, перевозимых физическими лицами из Кыргызстана. Также существенно облегчается возможность переправлять краденые вещи из Казахстана в Кыргызстан.
— В общем, если положительные моменты актуальны в основном для туристов, посещающих Иссык-Куль в несколько месяцев курортного сезона, то отрицательные моменты будут действовать круглый год.
— В общем, я бы спрогнозировал ухудшение криминальной и террористической обстановки в связи с этим открытием границы, — предположил политолог.
Таможенный контроль снят на следующих пунктах пропуска на кыргызско-казахстанском участке государственной границы: “Ак-Жол” автодорожный, “Чалдыбар” автодорожный, “Ак-Тилек” автодорожный, “Кен-Булун” автодорожный, “Токмок” автодорожный, “Каркыра” автодорожный, “Чон-Капка” автодорожный, “Каинды” железнодорожный.
На переходный период сроком до 31 августа 2015 года сотрудники Центральной таможни согласно графику будут дислоцированы в пограничной зоне пунктов пропуска «Чон-Капка», «Ак-Тилек» и «Чалдыбар» для разъяснительно-консультационной работы.