«Психоневрологическое медико-социальное учреждение № 2 Караганды» во второй раз оказалось в центре скандала. Сначала на невыносимые условия содержания пожаловались душевнобольные. Вслед за ними — сотрудники учреждения. Последовавшая после этого проверка показала, что жалобы были вполне обоснованными.
Первая жалоба на невыносимые условия содержания больных поступила весной в карагандинский обком партии «Народные коммунисты». Авторы письма жаловались на плохие условия проживания, отвратительное питание, отсутствие лечения и нужных лекарств, переполненные палаты, изношенную одежду. Но к моменту проверок, мол, администрация больницы всегда готова.
«Нас переодевают, еду готовят получше и предупреждают, что если мы будем жаловаться, то нас заколют или залечат и что нам никто не поверит, т.к. мы страдаем психическими заболеваниями», — сказано в письме.
Коммунисты поставили в известность управление занятости и социальных программ и вместе с представителями ведомства выехали в психдиспансер. К тому моменту даже авторы письма отказались от своих претензий. Только молодой человек, страдающий эпилепсией, пожаловался гостям на то, что ему больше не дают сигареты. Чиновники в заключении по итогам проверки указали, что большинство фактов не подтвердилось. Администрации было рекомендовано привести в порядок амбулаторные карты больных и провести дезинфекцию помещений для устранения устоявшегося специфического запаха. Словом, руководство учреждения отделалось легким испугом. Но вместо того, чтобы принять на заметку рекомендации визитеров, администрация устроила охоту на ведьм. Так у коммунистов появилась вторая жалоба от сотрудников учреждения.
«Мы, сотрудники КГУ «Психоневрологическое медико-социальное учреждение № 2 г. Караганды» со стажем работы более 10 лет каждый, работающие санитарами и медсестрами, возмущены работой директора и руководства нашего учреждения, просим тщательно разобраться и принять меры, так как в таких условиях, в каких содержатся госопекаемые больные и работает медперсонал, жить и работать невозможно», — с таких слов начинается обращение. Из письма следует, что после проверки санитаров и медсестер начали подозревать в кляузничестве. Мол, сами душевнобольные не додумались бы обратиться в партию за помощью. Наверняка им кто-то посодействовал со стороны медперсонала. В итоге подозрения вылились якобы в гонения. Вот что пишут работники лечебницы: «… к сотрудникам стали применяться меры дисциплинарного воздействия: перевод из одного корпуса в другой, лишение премий, загрузка работой, не входящей в полномочия работников, например: заставляют санитарок белить, красить помещения, грозят иском в суд, увольнением и т.д.».
Кроме того, в письме нашли подтверждения и жалобы пациентов. Медперсонал не побоялся рассказать, что в учреждении не хватает медикаментов — от важных психотропных лекарств до элементарного шприца и зеленки. Постельное белье, мол, изорвано, кровати поломаны. Хотя новые периодически поступают на склад. У больных нет одежды по сезону, в помещениях — лампочек, замков, моющих средств. Нет даже водопроводных кранов! Сотрудникам якобы приходится постоянно сдавать деньги на покупку уборочного инвентаря. Одним словом, если для больных содержание в психушке — это ад, то персоналу приходится работать в таких же адских условиях. При этом за переработку и психоэмоциональную вредность они ничего не получают.
Коммунисты написали жалобы министру здравоохранения и социального развития, генпрокурору, председателю агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. К тому же поставили в известность своих представителей в мажилисе от фракции «Народные коммунисты». Парламентарии пообещали после летних каникул вызвать «на ковер» министра здравоохранения и разобраться с этим вопросом. А министерство в свою очередь уже начало «прощупывать почву». В учреждение грянула очередная проверка.
Исполняющая обязанности директора КГУ «Психоневрологическое медико-социальное учреждение № 2 Караганды» Наталья Чехонадская никаких обвинений в адрес лечебницы не признала. На все претензии нашлись объяснения, а когда аргументы заканчивались, сыпались выкрики: «Это неправда», «Все ложь!», «Мое слово против слова наших сотрудников», «Девочки, не вводите в заблуждение!». После почти двухчасового базара, который устроили руководство лечебницы и жалобщицы в кабинете директора, проверяющие прошлись по корпусу. К визиту явно готовились — в коридорах даже ковры постелили, что, к слову, запрещено СанПиН, так как они мешают нормальной езде колясок. К гостям через оцепление медиков прорвался тот самый молодой человек, что в прошлый раз жаловался на отсутствие сигарет. Говорит, после того визита его как буйного отправили в областную психлечебницу.
— Меня очень сильно загрузили таблетками, — пожаловался проверяющим больной. — Я как овощ хожу. Я не выхожу во двор вообще — еле двигаюсь. Сейчас вы уедете, они опять загрузят меня таблетками. Я хочу жизни хорошей, чтобы на меня не давили, не убивали здесь. Они так и ждут, чтобы я здесь ноги протянул.
Медики принялись объяснять, что Константин (так зовут больного) недееспособный, агрессивный, да еще и с суицидальными наклонностями. Не исключено. Но он в первую очередь человек, опеку над которым взяло государство взамен на пособие по инвалидности. Поэтому он имеет право на необходимые лекарства, одежду, питание. А с этим, как показала проверка, в учреждении не все гладко.
Недавно комиссия прислала коммунистам свое заключение, в котором сказано, что большинство фактов подтвердились, хотя проверяющие осторожно указали «частично». В частности по поводу дефицита психотропных и соматических лекарственных средств. Оказывается, еще весной районная прокуратура провела проверку и выявила ряд нарушений.
«Потребность в лекарственных средствах определяется без учета фактического потребления лекарственных препаратов за предыдущий год, прогнозируемого остатка на 1 января следующего финансового года и в не соответствии с лекарственным формуляром медицинской организации. Также имел место закуп лекарственных средств по ценам, превышающих предельные», — приводит цитаты из предписания надзорного органа комиссия.
Водопроводные краны, действительно, есть не везде, имеет место специфический запах в отделениях, отсутствует ремонт и элементарные условия для санитарок. Отсутствие одежды и вывоз больных за пределы учреждения (якобы на стройку дома директора) — эти факты, по мнению комиссии, требуют дополнительной проверки. Так что, по всей видимости, проверка не последняя.
Между тем стало известно, что в отношении руководства учреждения агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции начато расследование по факту превышения должностных полномочий. Следователи уже вызывали народных коммунистов на допрос по этому поводу. Похоже, что эта история будет иметь продолжение. Лишь бы и в этот раз администрация извлекла урок из жалоб и изменила условия содержания больных и труда сотрудников в лучшую сторону.
Нам же остается следить за развитием событий.