Известный финансист Айдан Карибжанов считает, что сегодня есть новости поважнее сообщений о девальвации и отмене валютного коридора. Об этом он сообщил на своей страничке в Facebook.
«Есть сегодня новость поважнее девальвационного сумбура, — пишет Карибжанов. — Первый вице-премьер Сагинтаев сказал, что по итогам семи месяцев ВВП сократился на 1.5%. Семь месяцев — это еще не год, но если не будет чуда с ценами на нефть и металлы, а простой постулат, что чудес не бывает, кажется осознали и на самом верху, то
прежнему прогнозу о росте ВВП в 1.5-2% можно уже не верить. Будет ли он в принципе, рост ВВП?
Последний раз ВВП сокращался в 1998 году на 1.9%. Рекордный рост 13.5% был в 2001 году (на фоне низкого старта после затяжного падения девяностых). А рекордное падение в 1994 году — минус 12.6%. В самый сложный из недавних лет, в 2009 году был небольшой рост в 1.2%.
Почему так важен ВВП? Что это такое? Валовой внутренний продукт — это совокупность всех товаров, которые произвели в стране, и всех услуг, которые оказали за этот период времени. Это самый объективный и простой критерий оценки состояния экономики. У тигров рост большой и уверенный, рост Китая в 7% считают неуспехом, у зрелых экономик и один-два процент роста неплохо.
Наша экономика «остыла» и начала сокращаться. Упали цены на нефть, цветные металлы, железную руду и хром — сократились доходы экспортеров и тех кто обслуживал экспортеров, например, железной дороги.
Несмотря на множество разговоров, альтернативу не создали, по крайней мере такую, которая компенсировала бы это падение.
Падение ВВП означает много нехороших вещей. Если упал, но быстро отскочил, то ничего. А вот если падение станет принимать затяжной характер, то сначала наступает рецессия, потом стагнация, ну а если надолго, то и депрессия.
Симптомы неприятные — рост безработицы, снижение уровня жизни, падение уровня доверия к институтам власти и т.д.
По большому счету, в такой экономике как у нас, все зависит не от нас, а от мировых цен на сырье. А наша выживаемость — это сколько можно «протянуть»‘на существующих подкожно-жировых запасах. Экономность должна присутствовать, в первую очередь это касается запасов денег.
Вот почему так опасно поддерживать сильную валюту — это в буквальном смысле тратить деньги на ветер. Эти деньги всё равно уйдут на поддержание привычного объема импорта.
Впадать в анабиоз тоже нельзя ни в коем случае. Нужно всячески стимулировать те сектора экономики, которые хоть как-нибудь способны поддерживать рост — строительство, инфраструктурные проекты, микрофинансы, сфера услуг малого бизнеса. Вот здесь как раз надо заливать все деньгами. Вот поэтому пора отказаться от мантры низкой инфляции. Жесткий контроль за инфляцией способен только усугубить существующее положение вещей, окончательно заморозить деловую активность. Тем более, что рост цен все равно есть.
Все это означает большой разворот и серьезные изменения в подходах. А вот в это не очень верится.
Что же касается девальвации, то это только часть того комплекса болезненных и необходимых мер, которые надо осуществить.
Но само принятие болезненного решения настолько сложно, что вызывает управленческий паралич. Вот почему способность осуществлять целый комплекс непопулярных мер вызывает сомнения. Если только жизнь совсем уж не поджарит», — считает финансист.