Девальвация юаня в краткосрочной перспективе стимулирует китайский экспорт, обвалившийся в прошлом месяце, и может вызвать новый цикл «валютных войн», считают аналитики, передает КазТАГ.
«Народный банк Китая (центробанк) во вторник девальвировал юань на 1,9%, что стало крупнейшим однодневным снижением курса с 1994 года, когда Китай перешел на управляемый плавающий курс юаня. Центробанк утверждает, что это «разовая» коррекция в сторону более рыночноориентированного курса. Но аналитики обращают внимание на то, что несколько дней назад Китай сообщил о резком падении экспорта в июле, и самый простой способ поддержать экспортеров – как раз девальвация», — пишет РБК.
ЦБ опустил на 1,9% центральный курс юаня – устанавливаемый каждое утро ориентир, относительно которого валюте позволено отклоняться в ходе торгов не более чем на 2%. После объявления ЦБ рыночный курс юаня упал почти на те же 1,9%, до 6,3244 за $1.
Отмечается, что решение Народного банка КНР девальвировать юань приходится на период общего ослабления китайской экономики в последние месяцы: это проявилось в замедлении роста во всех секторах (включая торговлю, промышленность и строительство) и в недавнем обвале материковых бирж.
«Обвал фондового рынка начался в середине июня и закончился в середине июля. Достигнув 12 июня максимума с октября 2007 года, индекс Shanghai Composite стал стремительно падать и к 8 июля снизился на 35%, потеряв почти $4 трлн капитализации. В дальнейшем он несколько стабилизировался, но все равно сейчас остается на 24% ниже пикового значения середины июня», — напоминает РБК.
Кроме того, девальвации юаня прямо предшествовали данные по китайской торговле за июль: экспорт из КНР в прошлом месяце упал к июлю 2014 года на 8,3%. Причиной стало сокращение закупок со стороны ведущих торговых партнеров Китая – ЕС, США и Японии. На 8,1% снизился импорт. При чем это его девятое подряд ежемесячное падение.
Эксперты считают, что на фоне растущего страха экономического замедления, девальвация оставалась едва ли не единственным инструментом, который в последнее время не использовали китайские власти. Напомним, что ранее на фондовом рынке Пекин ввел частичный мораторий на продажу акций. В финансовой же политике правительство работает над целым рядом проектов, начиная со структурного сокращения налогов и заканчивая либерализацией правил выпуска облигаций региональных правительств.
Отмечается, что ослабление Китаем юаня тут же вызвало снижение курсов валют Тайваня, Южной Кореи, Сингапура, а также Австралии и Новой Зеландии на 1% и более. Как отмечает JP Morgan, азиатские государства воспримут решение Народного банка Китая как «конкурентную девальвацию». Страны прибегают к этой мере для повышения привлекательности своего экспорта, который становится дешевле по сравнению с товарами и услугами стран с более дорогой валютой.
Резкие и внезапные действия китайского ЦБ заставили экспертов предположить, что Пекин может запустить новый этап «валютных войн». Однако некоторые считают, что для мировой экономики эти перемены будут незначительными, а Китай сделал еще один шаг к более гибкому механизму формирования курса юаня, который теперь будет меньше зависеть от доллара.
Народный банк Китая позиционирует сегодняшнюю коррекцию курса как часть системных финансовых реформ. Если прежде ЦБ устанавливал центральную точку внутридневных колебаний юаня произвольно, то теперь обещает поставить ее в зависимость от «курса на межбанковском валютном рынке на закрытии предыдущего торгового дня». Вместе с тем проведенная девальвация может расцениваться как приближение к более рыночному курсу.