Ассистент-профессор в Школе права университета КИМЭП, экс-сотрудник Красного Креста Сергей Саяпин полюбил Алматы за климат, лицензионную аудио- и видеопродукцию и торговые центры.
— Где вы родились, учились? Кем работали до переезда?
— Я родился в России, в Краснодарском крае, но большую часть жизни, за исключением периодов обучения в дальнем зарубежье, прожил в Ташкенте. До переезда в Алматы в августе 2014 года я 14 лет работал в региональном представительстве Международного комитета Красного Креста (МККК) в Центральной Азии – в основном, в сфере международного права и образования. Таким образом, я и ранее достаточно часто бывал в Алматы и Астане.
— Нужно ли готовиться к переезду, или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— В моем случае решение переехать в Казахстан было абсолютно сознательным, продиктованным совокупностью объективных обстоятельств. Мой проект в Красном Кресте подходил к завершению, я защитил докторскую диссертацию и подумывал о новой работе. Объявление о вакансии в КИМЭП вышло очень вовремя. Я подал заявку, прошел собеседование и был приглашен на работу.
— Какие наиболее существенные различия между двумя странами вы бы отметили?
— Между Узбекистаном и Казахстаном много общего, но, разумеется, есть и различия. Общее – гостеприимство, культурное многообразие, вкусная еда (что немаловажно). Различия же, наверное, не в последнюю очередь проистекают из менталитета и природных условий. В Узбекистане гораздо более жаркий климат. Когда мне было двадцать с чем-то лет, я переносил жару легче. Сейчас, когда мне тридцать шесть, для меня более комфортен алматинский климат.
Есть и различия весьма практического свойства. Так, например, при всей моей любви к восточным базарам, коих в Ташкенте множество, я люблю и большие супермаркеты, и торговые центры. В Алматы их больше, чем в Ташкенте. Также я люблю покупать лицензионную аудио- и видеопродукцию. Для меня это важно и с точки зрения соблюдения авторских прав, и с точки зрения получения удовольствия от качественного продукта. В Ташкенте, к сожалению, реализация лицензионной продукции еще не является повсеместной.
Далее, ташкентца в Алматы удивляет и количество автомобилей, и их многообразие. В Узбекистане большинство автомашин местного производства, а здесь – глаза разбегаются. В то же время, транспортные пробки – очевидная проблема в Алматы, которую необходимо как-то решать. В Ташкенте такой проблемы нет, потому что там широкие улицы. Разумеется, количество автомашин в Алматы сказывается и на качестве воздуха.
— Вы чувствуете себя чужим в новой стране?
— Конечно, я отдаю себе отчет в том, что я иностранец в Казахстане, но этот статус не мешает мне жить и продуктивно работать в Алматы. Да, в отношении иностранцев действуют определенные миграционные предписания и ограничения, но это обычная практика во многих государствах, и эти правила просто надо знать и исполнять. В большинстве вопросов
иностранцы приравнены в правах к гражданам Казахстана и никакой дискриминации в повседневной жизни я не ощущаю
Что касается общения, как я уже сказал, я много раз бывал в Алматы и Астане, еще когда работал в Красном Кресте. Эта работа дала мне достаточно широкий круг контактов среди казахстанских коллег, ученых и практиков. Когда я приехал в Алматы на работу, я уже тогда не чувствовал себя одиноким. Разумеется, за год жизни в Алматы я также познакомился с новыми для меня людьми и с некоторыми из них даже подружился.
Разумеется, моим преимуществом является то, что русский язык для меня – родной, и я неплохо понимаю казахский язык (по аналогии с узбекским, который я знаю достаточно хорошо). Это дает мне преимущества в общении по сравнению с некоторыми моими коллегами, которые не знают русского или казахского языков.
На первых порах ташкентцу в Алматы трудно «перестроиться» на местные правила «ориентирования на местности». Мне не сразу стало понятно, что означает «идти вверх или вниз». Ташкент – «плоский» город, и там указания «вверх» или «вниз» не имеют смысла. Кроме того, в Алматы необходимо знать названия улиц и их пересечения. Это тоже непривычно, потому что в Ташкенте местоположение, как правило, указывается по ориентирам – «напротив Театра оперы и балета», «в районе Северного вокзала», «недалеко от Алайского рынка». И всем сразу ясно, о каких местах идет речь.
В этой связи следует отметить, что алматинцы, в отличие от жителей некоторых других городов, любезно подсказывают гостям, как добраться до того или иного места. В Алматы не потеряешься.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Я убежден, что людям не стоит уезжать «в никуда», без конкретных перспектив хорошо устроиться на новом месте.
Если тебе хорошо живется и есть хорошие перспективы – зачем куда-то ехать?
Я не понимаю людей, которые уезжают в другие города и страны с расчетом на авось. Я был готов на переезд только при условии гарантированной – и при этом хорошей – работы. К слову, я подавал заявку на работу в КИМЭП 5 раз – и 4 раза мне отказывали. Правда, на то была причина – у меня тогда еще не было степени доктора наук. После защиты диссертации, с пятой попытки, все получилось.
Что касается поисков жилья – в Алматы это вообще не проблема. Жилье есть на любой вкус и карман. При этом, конечно, искать жилье лучше летом, когда студенты в отъезде. По мере возвращения студентов в город – ближе к началу осени – цены на жилье повышаются.
— Уезжая из своей страны, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— Возможно, я еще не осознал этого. На данный момент, я не могу сказать, что я скучаю по кому-то или чему-то в Ташкенте. Ведь прошел только год. В любом случае, время в пути от Алматы до Ташкента – полтора часа на самолете. При желании можно ездить в гости достаточно часто. Когда мама приехала ко мне впервые в гости в Алматы, она с удивлением отметила, что полет в Алматы занимает меньше времени, чем поездка на общественном транспорте в какой-нибудь отдаленный район Ташкента. На самом деле, это неудивительно – ведь Ташкент по площади занимал второе место в бывшем Советском Союзе.
— Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
— Конечно, расходы в Алматы выше, чем в Ташкенте, практически на все. Пожалуй, за исключением хороших шоколадных конфет – спасибо фабрике «Рахат»! Но плюс в том, что в Казахстане очень хороший ассортимент товаров и услуг и, потратив определенное время на выбор, можно найти именно то, что тебе нужно за приемлемые деньги.
Думаю, что благодаря вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию в 2015 году, ассортимент станет еще лучше, а цены – ниже
Естественно, иностранцы должны быть готовы к тому, что по прибытии на новое место у них будут расходы, которых на прежнем месте просто не было бы. Ведь из дома всего не привезешь – это невозможно физически. Многие вещи – посуду, одежду, какие-то предметы быта, мебель – приходится покупать уже на месте. Соответственно, дополнительные расходы неизбежны, и их нужно компенсировать.
Переезжая на новое место, нужно искать работу, которая будет давать, как минимум, такой же реальный доход, какой был на прежнем месте. Но лучше, если доход будет выше, потому что выше будут и расходы.
— Были ли мысли вернуться?
— Нет, пока таких мыслей не было. По результатам первого года работы университет предоставил мне постоянный трудовой договор, и я очень доволен этим. Мне интересно работать со студентами, у нас интересный обмен мнениями с коллегами. В сентябре 2015 года мы откроем новую программу бакалавриата по международному праву, будем разрабатывать новые учебные курсы. То есть дел хватит. И помимо всего, чтобы начать новый жизненный этап, нужно завершить предыдущий, и если нужно — без сожаления закрыть дверь в прошлое. Такова жизнь.