Лавина экспорта из России и порошковое молоко окончательно загоняют в угол казахстанских производителей натурального молока. Министр Мамытбеков, который о проблеме знает и даже говорит о ней вслух, по каким-то причинам не указывает решение проблемы. И пока он не договаривает, мы решили сами предположить, что можно сделать для изменения ситуации, которая усугубляется с каждым днем.
В материалах выступления министра, на наш взгляд, не усматриваются два таких важных момента (по крайней мере, об этом потребителям неизвестно):
Так назовите имена недобросовестных производителей!
Эти действия, как нам представляется, логичны, они непосредственно вытекают из целей и функций МСХ, регламентированных законодательством.
По данным департамента комитета по защите прав потребителей Алматы (на 21.07.2015г), в рамках проведенного мониторинга безопасности продукции было установлено, что
техническим регламентам молочной продукции не соответствует 30,1% взятых проб — то есть треть всего молока
Большая часть всех выявленных нарушений (82%) приходится на несоответствие маркировки (отсутствие необходимой информации для потребителя), в 6-ти пробах (18%) выявлено превышение содержания микроорганизмов – бактерий группы кишечной палочки, дрожжей, плесени.
Согласно утверждению департамента, по выявленным нарушениям выдано 12 предписаний, направлено 8 оперативных сводок для проведения мероприятий в регионы республики, направлено в суд 2 материала для возбуждения административного производства, проводятся внеплановые проверки реализаторов и поставщиков и мероприятия по изъятию из оборота несоответствующей продукции.
Хочется верить, что подобная работа проводится и в других регионах Казахстана. Непонятно другое: почему сложилась такая кризисная ситуация? Каковы причины этого? Какова эффективность деятельности комитета и его территориальных подразделений? Все ли инструменты и способы используются ими для разрешения обозначенной проблемы? Что мешает им эффективно реализовать свою миссию по обеспечению прав потребителей? Являются ли эффективными применяемые к нарушителям меры наказания?
К примеру, в сложившейся кризисной ситуации массовых нарушениях технического регламента продукции, возникает справедливый вопрос:
разве достаточно направленных в суд 2-х материалов для того, чтобы переломить сложившийся стереотип мышления у правонарушителей, положительно изменить их отношение к требованиям технического регламента в рамках всего рынка?
В безопасности и соответствующем качестве как молочной, так и любой продукции, прежде всего заинтересован потребитель, поэтому важнейшей задачей государства является создание эффективных условий (механизмов) для реализации потребителем своих прав.
В этой связи первоочередными задачами комитета должны стать:
Кроме обмана покупателей, в событиях, изложенных в выступлениях министра сельского хозяйства и председателя правления НПП, усматривается и недобросовестная конкуренция.
Прошло более 4 месяцев после заявления министра — гражданам Казахстана логично было бы знать, какие действия предприняты комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по разрешению этой проблемы? Каковы результаты расследования? Какие меры приняты к нарушителям? Однако такой информации нам найти не удалось.
Возникшую неконкурентоспособность молочно-товарных ферм на рынке Казахстана, факты сливанию молока на землю НПП связывает со сложившейся ситуацией в валютной сфере. На наш взгляд, для предпринимательства девальвация тенге может быть и будет спасением, но недолговременным и неконцептуальным.
В то же время девальвация тенге значимо ударит по потребителям, каковым является все население Казахстана. По нашему мнению, концептуальная проблема конкурентоспособности продукции молочно-товарных ферм кроется в другой плоскости.
Во-первых, это прямой обман отдельными предпринимателями покупателей и нарушение не только предпринимательской этики, но и норм права (о чем говорилось), которые мало связаны с конкурентоспособностью.
Во-вторых, проблема указанной конкурентоспособности, впрочем, как и любого производимого в Казахстане товара, работ и услуг, состоит в высоких затратах на производство продукции.
Причина высоких затрат предпринимателя, на наш взгляд, кроется, во-первых, в тех «откатах» чиновникам, которые, как утверждается знающими людьми, доходят до 40-50%. Во-вторых, в высоком (открытом и скрытом) проценте ссудного капитала, получаемого предпринимателем для развития бизнеса. В-третьих, в слабом финансовом менеджменте предприятий.
На наш взгляд, вот где надо искать резервы конкурентоспособности казахстанской продукции. Но это уже отдельная тема. Здесь свое веское слово должна сказать Национальная палата предпринимателей.