Фондовые рынки США находятся в ожидании обвала. Прежде всего это связано с ситуацией в Китае.
Сегодня в КНР произошел еще один биржевой обвал. На 8% упал фондовый индекс Shanghai Composite. Также снизился индекс биржи в Шэньчжене. На утренних торгах падение достигло 7,6%.
Наибольшие потери несут активы, связанные со строительством, инфраструктурными проектами, автомобильной промышленностью и электроэнергетикой.
Ситуация в Китае сказалась и на других странах Восточной Азии. Так, тайваньский индекс Taiex снизился через полчаса после открытия на 7,5%, до 2% усилилось падение корейского индекса KOSPI.
Новости из КНР повлияли и на Токийскую фондовую биржу. Индекс Nikkei, который на открытии снижался в среднем на 2%, по состоянию на 6:05 мск упал до пункта 18 540, то есть на 3,2%.
Кроме этого, панические настроения перекинулись и за океан. Фондовый рынок США завершил пятничные торги серьезным падением.
На Нью-Йоркской фондовой бирже промышленный индекс Dow Jones снизился на 3,13%, что является крупнейшим ослаблением за 5 лет.
Индекс S&P 500 упал на 3,19%. NASDAQ Composite снизился на 3,10%.
Аналитик российского портала Jpgazeta.ru Александр Роджерс полагает, что все происходящее — начало конца финансового рынка США.
«Как видим из графика, начиная с 2009 года фондовые рынки США непрерывно росли, и этот рост был чисто спекулятивным, потому что реальная экономика США большую часть этого времени не росла, а откровенно стагнировала», — пишет эксперт.
По мнению аналитика, фиктивный спекулятивный
рост фондовых рынков обеспечивался исключительно беспрерывной работой «печатного станка» – непрерывными вливаниями десятков миллиардов ничем не обеспеченных долларов, которые застенчиво прятались за туманным термином «количественное смягчение»
«Еще одна особенность такой финансовой системы – с раздутием пузыря она начинает требовать все больше прибыли, и реальные дивиденды от любой, даже высокотехнологичной производственной деятельности, уже не могут удовлетворить эти потребности, система начинает нуждаться во все большей финансовой накачке. А ФРС по объективным причинам последний год пытается эту подкачку сокращать (объёмы QE постепенно снижались). Возникает разрыв, который некоторое время заполняется за счет притока нового спекулятивного капитала извне. А когда разрыв становится слишком большим – пузырь лопается», — считает Александр Роджерс.
Именно это, возможно, мы и видим на Нью-йоркской фондовой бирже – начало схлопывания одного из самых грандиозных за всю историю пузырей.
Теперь у правительства США есть совсем мало времени для принятия экстренных мер. Для спасения рынка нужно вбросить в него сопоставимую, а то и превосходящую потери сумму – от 600 миллиардов долларов или даже больше. Но чтобы влить эту наличность, нужно чтобы Конгресс срочно принял закон, поднимающий порог госдолга США. Иначе Казначейство не сможет выпустить достаточное количество US Treasuries, под которые ФРС эмитирует доллары.