Алексей Никонов – культуролог и писатель. Автор книги «Тенгрианство. У истоков духовности человечества». В ней он доказывает, что базовые идеи крупнейших мировых и религиозных систем возникли от наших предков, от тенгрианства.
— Какие, собственно, идеи были переняты от тенгрианства?
— Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть вглубь истории. В древности, когда еще не возникли города, масса людей на Евразийском континенте являлись кочевниками. Самые древние религиозные идеи возникли в палеолите. Идея культа предков, которая прекрасно сохранилась у тюрков, у казахов – это аруахи. Это идея Неба-отца и Матери-земли. Мы знаем, что у тюрков небо представлено в образе Тенгри, а Умай – обожествленная земля и одновременно материнское начало. Эти два начала являются творцами всего сущего и одновременно предками человека. По легендам от брачного союза Тенгри и Умай возникло человечество. В геополитике наша земля называется хартлендом – сердцевиной земли, откуда были перекочевки и всевозможные движения – Великое переселение народов на окраины. И вполне возможно, идеи духовные и религиозные перекочевывали в другие области. Интересно, что в 17 веке в Швеции жил ученый Эммануил Сведенборг. Он был естествоиспытателем и мистическим философом. Последнее было его хобби. И он писал, что ему было откровение – первое духовное слово – потерянное, нужно искать у мудрецов тартари. То есть, у жителей нашей земли.
— Тартари – это великая степь. Вы говорите, что Небо-бог перешел в другие регионы. А какие есть тому свидетельства? Как земля это доказывает?
— Есть лингвистические параллели. Например, древнее шумерское «Денгир» – тюркское «Тенгри» – переводилось у шумеров как «бог». Чаще всего это относилось к богу Ану – богу неба. Было ли это случайностью или нет? Но такая параллель есть. Китайское «Тянь» — тоже обожествленное. «Тин» — у этрусков. Доннер – тоже напоминает Тенгри – германское божество грома. Тор – скандинавский вариант Доннера. Очень похоже на диалектный вариант Тенгри – Тура. Такие параллели можно и дальше приводить. Возьмем Умай. Майя – это мать Будды и приемная мать Кришны. От «майя» произошел май у европейцев в мифологии – это богиня весны, богиня молодости, женского начала. Аматэрасу у японцев тоже очень похоже на Умай.
— Умай- жер-су.
— Да. Проводят такую аналогию. Это обожествленные тюркские персонажи. Аматэрасу является первопредком всех японцев и в частности, императорского дома. Все японские императоры считают ее своей праматерью. И здесь тоже параллель. Но мы знаем, что Умай является праматерью всех тюркских родов. 7 или 9 их перечисляется. Сынами Умай и Тенгри был Ульгень и Эрлик. Все это хорошо сохранилось на Алтае. И от них пошли роды – найман, кипчак и другие. То есть, от них произошло все человечество.
— Что еще? Какие идеи были заимствованы из тенгрианства?
— Например, мессианская идея, которую мы встречаем и в иудаизме, и у евреев, которые ждут прихода мессии. Тюрки тоже ждали прихода мессии. И в отличии от евреев, они его дождались. И это был Чингисхан. Это предсказанный пророк, великий герой, который придет и наведет миропорядок. И он был не единственный. Когда-то в древности приходил Гэсэр и Ирен-Сайын. Все эти три пророка считались сыновьями Тенгри. Эти три персонажа похожи на христианскую Троицу. Потому что Иисус тоже был сыном Бога неба.
— То есть, идея Троицы тоже могла быть заимствована.
— Можем предположить это как гипотезу. Утверждать мы не можем. Но типологическое сходство очевидно.
— А какие сходства в буддизме, в исламе?
— Будда напоминает Коркыта, который очень боялся смерти по легенде, все время видел, как его хоронят. Он путешествовал по миру и расстелил свой плот-ковер на реке Сырдарья. Будда жил в великом дворце. И чтобы отвлечь его от предсказания, что он будет великим царем или великим святым (отец хотел, чтобы он продолжил его дело), он изолировал все, что может напоминать о смерти и старении, а только наслаждался жизнью. Но однажды Будда с другом все-таки пересек забор дворца и увидел мертвеца. Тогда он понял, что есть смерть, страдания, и он начал искать пути решения. Так же как Коркыт начинает играть на кобызе, Будда начинает медитировать. И то, и другое – просветление. И мы знаем, что Коркыт стал ни живым, ни мертвым. И такое же состояние у Будды — он ни жив и ни мертв. Такая параллель. Потому что, как я уже сказал, Майя была матерью Будды. Умай. Потому что это кочевые племена, пришедшие из хартленда. К этому мнению склоняются многие ученые. Поэтому, возможно, буддизм – это более осмысленное тенгрианство. Отличие в том, что буддизм – это пессимистичная философия ухода от мира. А тенгрианство, наоборот, велит жить в мире и созидать.
— Это могут быть какие-то местные влияния?
— Возможно, индуистские.
— Есть рай и ад во всех мировых религиях. А в тенгрианстве немного по-другому. Есть верхний мир, нижний мир. Здесь какие параллели?
— Здесь параллели очень яркие. Глава светлых духов – это Ульгень. А глава темных духов — нижнего мира – это Эрлик. Грешники попадают в нижний мир и становятся слугами Эрлика. Была идея ада, расплаты, но потом они все равно возвращаются на землю. Вечного ада и вечного рая нет. Можно предположить, что существовала идея реинкарнации. То есть аруахи могли спускаться вниз. У Чокана Валиханова была интересная версия, что Абылайхан был воплотившимся аруахом. То есть, предок, который находился наверху, спустился, чтобы спасти свой народ.
— То есть реинкарнация тоже могла быть заимствована от тенгрианства?
— Созидание и разрушение юрты, а юрта была символом всего мира, Космоса. Она сначала ставилась, а потом разбиралась. Люди переходили на другое место. То есть мир созидался и разрушался. Это могла быть идея о том, что мир наш разрушается и снова воскресает. В мифологии Тенгри возникает из одного яйца, то есть происходит развертывание из одной точки. И это очень похоже на версию о большом взрыве, когда мир образовался из одной точки.
— Хорошо. Много параллелей. Но почему вы уверены, что процесс шел наоборот? Может, тенгрианство впитало в себя идеи других религий?
— Тенгрианство все-таки древнее других религий. Как происходило все это влияние – вопрос дискуссионный. Это надо изучать. Но в качестве гипотезы, которая подтверждена и фактическим материалом, это актуально.
— Если эти идеи родились из тенгрианства, то они подверглись неким искажениям. Почему?
— Я – материалист. И исхожу из исторического материализма. Если в тенгрианстве человек – потомок Бога, как по шежире – все люди от Тенгри и Умай, получается, все люди — родственники. В древнее время было то, что в науке принято называть первобытно-общинным строем или первобытным коммунизмом – все были равны более менее. А потом следующая формация – рабовладельческий строй. Человек стал эксплуатировать человека – это была форма хозяйствования. И конечно, какие-то духовные и исторические идеи переосмыслялись. Человек из потомка Бога превратился в творение Бога. Произошло такое переосмысление. Это неплохо. Это так было. А в христианстве человек уже стал рабом Бога. Возникли другие отношения. И в Новом завете апостол Павел проповедует, что рабы должны быть послушны своим господам. Сменилась историческая формация. И скорее всего это произошло еще в Шумере. Там по-прежнему чтили Денгира, но уже возникли города. То есть, человечество из кочевого статуса перешло в оседлый. Возникали города со всеми плюсами и минусами. Нужны были рабы, чтобы строить. Возникла другая духовная идея. Что человек – творение из глины. И хотя Бог вдувал в него душу, это потом отразилось в Библии, он все равно уже был подчиненным. Шежире сохранялось и в Библии. Если мы посмотрим родословную Иисуса в Евангелии от Матфея – это первая глава – можете посмотреть, то там длинная цепь его предков – царь Давид и другие. То есть, там – сын Адамов, а дальше – сын Божий. Шежире по сути своей носит древний характер.
— То есть, вы считаете, что искажения связаны с переходом к оседлости и рабовладению.
— Я бы не назвал это искажениями. А назвал бы другой интерпретацией. Просто настал другой строй, другие идеалы.
— Со всеми его негативными последствиями.
— Да. Эксплуатация человека человеком – не есть хорошее явление. Хорошо, когда все люди равны. Что поделать! Тогда возникли другие экономические отношения.
— Если вы считаете, что идеи возникли здесь и были распространены, то почему они здесь сохранились и в чем суть тенгрианства, на ваш взгляд?
— Сохранились они, потому что кочевая культура очень консервативна по своей сути. Традиции сохранялись на протяжении тысячелетий. Почитание огня, которое возникло еще в палеолите, когда делалось приношение огню, сохранилось у казахов и до наших дней. Ставится отау, семья отделяется, трижды нужно обойти вокруг очага и произносить слова. Почитание предков очень устойчиво. И конечно, отношение к человеку было другим. Степь не знала рабовладения. Оно просто невозможно в условиях степи.
— То есть декларация человека как сына Неба давала ему статус почти равного Богу.
— А еще возникновение государств как сильной власти и иерархии. Когда царь встал над всеми и имел безграничную власть. И только царь был сыном Неба, как это было в Египте, в Китае. Японский император был сыном Неба – потомком Аматэрасу. Отсюда обожествление царской власти. Оно сохранилось. А для рядового человека власть исчезла.
— Получается, идеология, связанная с рабовладельческим оседлым потребительским обществом, добралась и до нас.
— В какой-то мере да. Если мы говорим об обществе потребления. Что отличало кочевое общество от потребительского – оно было аскетичным. Это определенный набор вещей. Какого-то определенного богатства в степи быть не могло.
— Кочевнику излишки не нужны?
— Только самое необходимое. Общество, в котором мы живем, уже тем идеалам не отвечает. Тенгрианское общество можно назвать как то, что называют традиционализмом. Традиции неукоснительно соблюдались. Сейчас эти традиции нарушены. Происходит разрушение института семьи. Не почитаем предков. И все вытекающие из этого последствия. Общество потребления – мы не помним предков, не заботимся о своих потомках, засоряем окружающую среду и ни о чем не думаем. Из сына Бога, из его потомка человек превратился в его пасынка. По притче, блудный сын еще может вернуться. А вернется ли человечество к своему божественному статусу, мы не знаем.
— Вы, как исследователь, на основе материала тенгрианства можете что-то рекомендовать, если мы сейчас на пороге такого природного и социального катаклизма? Дает ли тенгрианство ответ на вопрос: что делать?
— Если вы прочитаете бурятский эпос «Гэсэр», в котором много тенгрианских черт, там говорится, что Гэсэр – старший сын Тенгри — посылается в этот мир, когда иного выхода нет, когда человечество не справляется со своими проблемами. И этот герой наведет некий мировой порядок. Может, нечто подобное произойдет и в наши дни.
— Спасибо большое! Будем ждать нового тенгрианского степного пророка и хранить ценности наших предков!
Видеоверсию смотрите здесь.