Пока это один из главных вопросов, которые волнуют казахстанцев. 20 августа, когда доллар внезапно подорожал сразу на четверть, в обществе появились неизбежные панические настроения. На фоне перехода тенге к режиму «свободного плавания» по всему Казахстану прокатился эффект естественного для такой ситуации потребительского ажиотажа.
В течение первых 2-3 дней, начиная с «черного четверга», население активно скупало в супермаркетах и на базарах муку, сахар, мясо и другие продукты первой необходимости. На этом не преминули сыграть заинтересованные структуры – оптовики, ритейлеры, базаркомы. Представители государства реагировали также предсказуемым образом. Руководство исполнительной власти практически во всех регионах посещало торговые сети, рынки, знакомилось с уровнем цен, мониторило товарные запасы и проводило официальные совещания по этому вопросу, четко давая понять, что не допустит необоснованных спекуляций и что население может не беспокоиться: товары первой необходимости существенно дорожать не будут.
Стремление властей успокоить людей и пресечь спекулятивные игры оказалось результативным. Несмотря на внезапный всплеск ажиотажного спроса, особенно заметный в крупных городах, цены на продовольствие – базовую группу товаров первой необходимости – фактически остались на прежнем уровне. А некоторые сезонные продукты – например, помидоры, болгарский перец, картофель – даже продолжили дешеветь. Пока, конечно, трудно сказать, надолго ли эта стабильность – все же на продовольственном рынке Казахстана высока доля импорта. Однако есть основания утверждать, что слова местных акимов о ценовой стабильности – это отнюдь не голословные заявления, призванные всего лишь разрядить обстановку.
Государство явно заранее готовилось к возможным ценовым ралли в случае обесценения тенге
Здесь стоит упомянуть рассматриваемый ныне мажилисом проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности», о котором уже шла речь на нашем сайте в статье «Что делать розничной торговле в условиях девальвации?». По информации отдельных осведомленных участников рынка, в рамках данного законопроекта появилось много новых, не просто жестких, но «драконовских» (с точки зрения ритейлеров) норм, обеспечивающих государству широкие возможности для контроля и опосредованного влияния на политику как оптовых, так и розничных торговых структур.
В частности речь идет о таких стратегически важных аспектах в ритейле, как уровень торговых надбавок и регулирование отношений торговых компаний с казахстанскими поставщиками. Например, государство будет жестко реагировать на такие нездоровые игры трейдеров, как, скажем, требование к поставщикам продуктов питания платить так называемые «входные бонусы». Подобные «приемчики» ритейлеров, потенциально способные стимулировать повышение розничных цен на социально значимые товары, будут не просто пресекаться. В рамках упомянутого законопроекта, как и ряда других,
государство подготовило обширную правовую базу, которая позволит строго наказывать таких игроков – вплоть до полного блокирования их бизнеса
Подготовились власти и к противодействию спекулятивным играм по методу «скупи и перепродай». Уже в день девальвации при областных и районных акиматах появились оперативные органы – так называемые антикризисные штабы, ответственные за мониторинг и регулирование цен на социально значимые товары. Их работа – заключение специальных меморандумов с поставщиками и оптовыми компаниями по недопущению необоснованного роста цен, а также рейды на рынки – во многом позволила предотвратить спекуляции. В некоторых регионах под надзором госорганов на рынках и в магазинах в дни ажиотажа вводили давно забытую норму – отпуск фиксированного количества товара в одни руки. Скажем,
в Восточном Казахстане каждый покупатель мог приобрести не более одного 25-килограммового мешка сахара или муки
За соблюдением соответствующего распоряжения акимата в ВКО следили жестко, кое-где – даже с привлечением полиции. Власти сочли, что для текущего потребления людям вполне достаточно одного мешка, зато спекулянты не смогут оптом скупить товар для его последующей перепродажи.
В целом можно сказать, что рынки выдержали первое «испытание паникой», которая всегда неизбежна в условиях резкого обвала национальной валюты. Однако усилия властей, которые, безусловно, необходимы и важны в нынешней ситуации, в любом случае не снимут роста инфляционных ожиданий. Для всех очевидно, что рост потребительских цен в сложившихся условиях – это процесс объективный и неизбежный. Другой вопрос, на какие группы товаров и насколько следует ожидать удорожания в ближайшей и среднесрочной перспективе, а главное – от чего это будет зависеть.
Никто в Казахстане особенно не скрывал, что главными причинами решения отпустить тенге в свободное плавание было не только бесполезное «сжигание» резервов Нацбанка и Нацфонда на поддержание курса, но и давление российского импорта на наших производителей, которое в условиях дальнейшего падения рубля приобретало катастрофический характер. Особенно наглядно глубина этой катастрофы ощущалась в приграничных регионах. Полностью останавливались казахстанские птицефабрики, мясомолочные фермы, мясокомбинаты. Предприятия-переработчики оказались на грани банкротства. Рабочие места в отрасли теряли тысячи человек. Мало того что российское продовольствие заполонило целые регионы – для жителей приграничных районов обычным делом стал регулярный шопинг в соседней стране.
Перспективы дальнейшего ослабления рубля, которые во второй половине августа стали очевидны, означали бы неизбежный крах десятков казахстанских предприятий, со всеми вытекающими социальными последствиями
Теперь, когда паритет покупательной способности рубля и тенге несколько выровнялся, у этих предприятий появился шанс восстановить свою конкурентоспособность и вернуться – хотя бы частично – на рынок северных регионов. Однако влияние российского импорта на наш внутренний рынок остается высоким. По многим продовольственным товарам – таким как некоторые овощи, в частности картофель, растительное масло, мясо птицы, рыба, сахар, крупы – доля российских товаров на рынке в целом по Казахстану достигает 20-25 процентов, а в северных и центральных регионах страны их более половины. Российский бензин занимает более трети рынка, автомобили и их комплектующие (с учетом производимых в Казахстане, опять же, из российских деталей) – более половины. И так далее. Такая картина не вселяет оптимизма, поскольку в самой России цены на все это в последнее время растут очень быстро, и «света в конце туннеля» пока не видно.
Так, «ползучий» рост цен на бензин только за одну неделю, предшествовавшую девальвации нашего тенге (с 11 по 17 августа), был отмечен в 72 субъектах РФ. В ряде регионов цены на него выросли на 1% и более, а в отдельных – даже на 2%. Особенно тревожит здесь, впрочем, не розница, которая может колебаться в зависимости от разных факторов, а стабильный рост оптовых цен на нефтепродукты в России. Ведь для казахстанских компаний, импортирующих топливо, важны именно оптовые цены.
Так, по данным Росстата, за упомянутую неделю 11 – 17 августа на мелкооптовом рынке России бензин марки «Нормаль-80» достиг средней цены 39,961 тыс. рублей за тонну, подорожав на 258 рублей, тонна «Регуляр-92» стоила 44,094 тыс. рублей (рост на 183 рубля), тонна «Премиум-95» – 45,785 тыс. рублей (рост на 233 рубля). С такими темпами (которые, кстати, в последующую неделю, отмеченную казахстанской девальвацией, только ускорились) трудно ожидать, что столь популярный у нас российский бензин будет долго продаваться в Казахстане по прежним ценам после коррекции курса тенге к рублю. Тем более что казахстанские цены на основные нефтепродукты пока являются самыми низкими по СНГ.
Впрочем, если говорить о бензине, то здесь есть и обнадеживающие факторы. Во-первых, это высокие товарные запасы, созданные казахстанскими НПЗ, а также растущие объемы производства последних и сохраняющийся запрет на экспорт. По оценкам, озвученным в последние дни некоторыми официальными лицами, существующих запасов было бы достаточно для бесперебойного обеспечения розничной сети нефтепродуктами по действующим оптовым ценам в течение нескольких месяцев, даже если бы российские поставки вдруг полностью прекратились. А во-вторых, и это главное, нужно иметь в виду принятую в Казахстане модель госрегулирования розничных цен на ГСМ. Регулярно устанавливаемые Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ) предельные цены реализации нефтепродуктов массового спроса (летнего дизтоплива, а также бензина АИ-80 и АИ-92) привязаны к стоимости сырой нефти, которые заводы закупают для переработки. В последний раз, когда АРЕМ зафиксировало предельные розничные цены на уровне 89 тенге за литр АИ-80, 97 тенге за литр солярки и 108 тенге – за литр АИ-92, мировая цена на нефть марки Brent достигала 66 долларов за баррель. Сегодня, когда бочка «Brent» котируется ниже 45 долл. за баррель, а казахстанские НПЗ закупают отечественную сырую нефть еще дешевле,
трудно ожидать, чтобы АРЕМ вдруг повысило планку розничных цен — для этого просто нет логичных и внятных рыночных обоснований
К тому же, относительно уровня прошлого года, когда «девяносто второй» стоил 128 тенге, а нефть била исторические максимумы, запас для снижения разрешенной цены остается ещё приличный. Достаточно сказать, что по состоянию на 15 июня 2014 года нефть марки Brent стоила свыше 114 долларов за баррель, а бензин АИ-92 в Казахстане – 128 тенге за литр. А по итогам торгов за 21 августа 2015 года цена нефти упала ниже 45 долларов за баррель (то есть почти на 60 %). Следует иметь в виду, что ровно настолько же сократились и затраты НПЗ на сырую нефть, соответственно – увеличилась их рентабельность. Тогда как «девяносто второй» бензин в Казахстане стал дешевле менее чем на 20 % (сейчас он стоит 108 тенге). Получается, что
поставщики топлива при нынешних ценах на нефть и бензин зарабатывают на 40 процентов больше, чем в прошлом году
То есть их маржа вполне достаточна. Тогда как повышение цен на бензин стало бы мощным «провокатором» инфляции из-за всеобщего увеличения транспортных расходов, а отсюда – неизбежное недовольство, рост социально-протестных настроений. В таком сценарии государство никак не заинтересовано. В этих условиях удержание цен на ГСМ становится не только экономической, но и политической задачей. Вот почему последним официальным заявлениям о том, что бензин в Казахстане в обозримой перспективе дорожать не будет, на наш взгляд, можно верить.
А вот с импортным российским продовольствием дела обстоят хуже. Здесь все говорит в пользу неизбежного повышения цены. В середине августа агентство Rambler сообщило, что российские оптовые поставщики продовольствия предупредили торговые сети о повышении цен на некоторые виды продуктов, в том числе на орехи, кондитерские изделия, рис, рыбу. Впоследствии, к 20 августа, когда рубль ускорил падение, статистика зафиксировала скачок оптовых цен на продовольствие практически во всех регионах РФ. Для казахстанских пищевых компаний это хорошая новость – у них наконец-то появился реальный шанс вернуть себе отечественный рынок. Но для потребителя, привыкшего к дешевым российским продуктам, приятного здесь мало.
Интересно, как вообще импорт в условиях ослабления тенге будет влиять на внутренний рынок?
Некоторые аналитики, говоря о вероятном росте цен в обозримом будущем, склоняются к худшему сценарию, при котором быстро дорожающий импорт сформирует на внутреннем рынке максимальные инфляционные ожидания.
— Импортные продукты питания со временем вырастут в цене на 40%, а отечественные могут подрасти до 20-30%, — предполагает председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз» Талгат Камаров. – При этом, конечно, государство будет смягчать ситуацию. Цены на социально значимые товары, входящие в продуктовую корзину (такие как соль, мука, яйца, сахар, растительное масло, мясо), зафиксируют и будут удерживать с помощью продовольственных резервов силами местных исполнительных органов. Другие товары будут дорожать быстрее. Цены на услуги подрастут на 20-30%, рост цен на одежду будет происходить в зависимости от брендов: за счет снятия таможни на границе с Киргизией дешевый ширпотреб может удержаться на прежних уровнях или вырасти процентов на 10, а дорогой брендовый импорт вырастет на 30-40%.
Впрочем, оценки того, как дорожающий импорт будет влиять на розницу в Казахстане, сильно разнятся. Заместитель директора карагандинской торговой компании «Спектр-Трейд» Виктория Коц считает неизбежным повышение тенговых цен только на те товары, которые закупаются за доллары или евро.
— Мы уже стали свидетелями этого. В первые дни после девальвации, когда некоторые автосалоны возобновили продажи, цена на импортные автомобили была повышена на 10 процентов. Но это пока только начало, первая реакция – ведь запасы, которые сейчас распродают автодилеры, закупались по старому курсу. А по мере того, как будут закупаться новые партии авто, розничная цена будет возрастать. То же самое мы видим по бытовой технике, электронике. Все это в Казахстане не делают, а если и делают – то из импортных деталей. Поэтому рост цен здесь неизбежен. Однако все это не относится к товарам первой необходимости, таким как еда. Что же касается продовольствия, то здесь у потребителя есть выбор. Поэтому импортерам сложнее взвинчивать цену. Мы увидели это на примере мяса птицы (утятины), поставляемой из Китая. В первые дни после девальвации ее оптовая цена сразу подскочила на 25-30 процентов. Соответственно «прыгнула» и розница. А теперь цены фактически вернулись почти к прежним значениям, с разницей максимум в 3-5 %. Кто-то снизил свою надбавку, кто-то нашел в КНР более дешевых поставщиков. Спрос определяет предложение.
По мнению финансового директора ТОО «Эковатт» Саяна Комбарова, при прогнозировании цен стоит учитывать прежде всего внутренние факторы, влияющие на стоимость продуктов: урожайность, увеличение или снижение импорта, высокую конкуренцию, снижение налогов на местных производителей, колебания курса тенге:
-В Казахстане, помимо местных продуктов, довольно много импортных продуктов. Цены на них зависят от многих факторов, таких как пошлины, налоги, курсы валют, транспортные издержки. И нельзя сказать, что какой-либо один из них – курс тенге, например – будет иметь определяющее значение. В каких-то случаях – да, а в каких-то нет.
Наиболее важным фактором здесь является реальный баланс спроса и предложения
Одно очевидно: нынешняя ситуация на рынке является одновременно и большим шансом, и серьезным вызовом для казахстанских производителей. У них появилась реальная возможность вернуть утраченные под давлением дешевого импорта позиции. Но для этого нужно завоевать лояльность потребителя, привыкшего к дешевому импорту. Сделать это сегодня можно, только устанавливая адекватные цены. Вообще ценовая политика становится судьбоносной для предприятий. Сейчас в Казахстане выигрывает тот, у кого дешевле. А проигрывает – кто поддался соблазну бежать вдогонку за дорожающим импортом и долларом.