Кайрат Шапуов занялся селекционной работой несколько лет назад, он хотел вернуть былую славу знаменитых лебяжинских арбузов, пишет газета «Литер».
Однозначно приковывают к себе взгляды арбузы, непривычные для большинства покупателей. На первом месте в этом списке – желтые ягоды. Человек несведущий запросто может принять их за дыни. И, собственно говоря, в 99 случаях из ста именно так и случается. Это в Павлодаре любители бахчей уже знают, что «Медовый шар» – это арбуз. Хотя в первый год больше все же верили своим глазам, чем словам продавца.
– Мне приходилось каждый раз разрезать товар, чтобы убедить покупателей, что перед ними действительно арбуз, – вспоминает Каирбану Шапуова, супруга главы крестьянского хозяйства, отвечающая за реализацию продукции.
А вот в других регионах Казахстана или в России, куда также поступают лебяжинские арбузы, подобный цветовой нюанс пока еще в диковину.
Кстати, о России. Сельский бахчевод может стать примером того, как можно обернуть в свою пользу вступление Казахстана в ВТО. В прошлом году он продал в соседнее государство более двух тысяч тонн своей продукции. Экспортные планы этого года еще более грандиозные. Кайрат Шапуов планирует отгрузить не только в приграничные города, но и в южную часть России как минимум в два раза больше прошлогоднего объема. Как говорит фермер, оптовики уже сейчас, когда арбузы еще дозревают на полях, выстраиваются в очередь на погрузку.
В общем, конкуренции Кайрат Шапуов не боится. Занявшись несколько лет назад селекционной работой, он хотел вернуть былую славу знаменитых лебяжинских арбузов, еще в бытность колхоза славившихся своими отменными вкусовыми качествами и натуральностью, в смысле безнитратностью. Топограф по специальности, он и не думал, что это его так увлечет.
Кайрат Шапуов даже на отдыхе позиционирует себя сначала как селекционер, а уже потом как турист. В какую бы страну он не приезжал, первым делом, пусть даже на ломаном английском, интересуется у отельного гида, где можно купить семена. Его супруга Каирбану уже привыкла, что первым делом в чужой стране они отправляются не по местным достопримечательностям, а по специализированным магазинам. Так было в Таиланде, в Дубае… Правда, если из Таиланда чета привезла то, что искала, то из Эмиратов вернулась ни с чем, ну если не считать морского загара и традиционных подарков для родных.
– В Дубае мы вообще заблудились, – рассказывает Каирбану. – Целый день плутали по какому-то африканскому кварталу. И так ничего и не нашли.
А таиландская покупка, которую Шапуовы так и назвали: «Таил-I» и «Таил-II», уже набрала цвет. Так что совсем скоро Кайрат сможет поставить им оценку и по вкусовым качествам, а не только по внешним признакам типа, скорости созревания или цвету ботвы.
Здесь стоит уточнить, что коль лебяжинец занимается наукой, то и подход у него научный, подразумевающий оценочную систему. Бахчевод всем сортам арбузов ставит оценки: за всхожесть, устойчивость к температурным колебаниям и так далее. Критериев очень много. Вкус – это уже последняя оценка, можно сказать, экзаменационная. Затем, проанализировав полученные результаты, фермер принимает решение: оставлять этот сорт арбуза для дальнейшего возделывания или отказаться от него. Так, в прошлом году у Кайрата Шапуова было 62 сорта, а в этом – 48, причем где-то сортов двадцать из них – новинки этого года. То есть от половины сортов прошлогоднего урожая бахчевод в силу объективных причин отказался.
Он оставляет только самые лучшие. Сегодня все рекорды по популярности бьет сорт «Черный принц». Кстати, это самый любимый сорт главы крестьянского хозяйства.
– Я давно его искал, – рассказывает Кайрат. – В 2009 году нашел информацию о нем в Интернете. Тогда сорт еще проходил испытания. А в 2012 году случайно увидел, что его семена поступили в продажу. И сразу же поехал за ними на Кубань. «Черный принц» – сорт кубанской селекции. Есть на полях Шапуова и такие сорта, которых даже в Казахстане еще нет в продаже. Например «Баронесса». Семена дорогие, еще не занесенные в каталог, было их очень мало – всего две тысячи штук на 0,2 гектара, поэтому сеяли их бережно, вручную. Те же сорта, которые не находятся на испытаниях, засеиваются без участия людей. Для этих целей Кайрат Шапуов приобрел сеялку итальянского производства, которая обошлась ему в четыре с половиной миллиона тенге.
Но с особенной любовью лебяжинский бахчевод отзывается о сорте «Ярило». Его сажали в районе ещё в бытность колхоза. С него начинал и Кайрат Шапуов. «Ярило» глава крестьянского хозяйства не менял на протяжении многих лет. Но три года назад его увлекла селекция. Испытывая новые сорта и гибриды, фермер всего себя посвятил этой работе. И так получилось, что традиционному «Ярило» в эти годы досталось не так много внимания, как «иностранным новичкам». Ответная реакция арбуза последовала незамедлительно, как бы странно это не звучало.
– Ягодные плоды потеряли в весе, стали не такими сладкими, как обычно, ботва на полях была вялая, – рассказывает супруга главы крестьянского хозяйства, первый его помощник в реализации продукции Каирбану Шапуова.
В этом году супруги начали посев именно с «Ярило», да и на полях, где произрастает этот сорт, бывали гораздо чаще, чем в предыдущие два года. Чета бахчеводов уверена, что арбузы – те же живые существа, прояви к ним искреннюю любовь – они ответят тебе тем же.
– И что вы думаете? Как только мы стали чаще проведывать бахчевого «бога солнца» (Ярило – имя древнеславянского бога солнечного света), наши арбузы показали себя во всей красе, – продолжает хозяйка. – Хороший нынче нам дадут урожай!