Как правильно оформить страховку на управление автомобилем? Отменят ли запрет на вождение с включенными фарами? Будут ли сотрудники полиции преподавать ПДД в школах? На эти и другие вопросы отвечает эксперт 365info.kz, председатель казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
— 13 июля 2015 года в Республике Казахстан вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения. В чем их суть?
— Фактически поправки коснулись трех пунктов: наличия доверенности на управление автомобилем, необходимости проводить технический осмотр автомобилям младше семи лет (хотя это касается только машин, находящихся в частном владении) и запрета на остановку и стоянку на дорогах, кроме специально отведенных для этого мест.
— Проясните, пожалуйста, ситуацию с доверенностью на право вождения автомашины. Как теперь нужно ее оформлять, сколько платить?
— Оформлять очень просто. Приходишь в страховую компанию и платишь за себя, а потом вписываешь в страховой полис доверенное лицо и отдельно оплачиваешь за него. Здесь уже страховщики проверят вашего визави по нескольким параметрам: водительский стаж, наличие/отсутствие нарушений ПДД и так далее. От этого будет зависеть и цена страховки. Скажем, за себя я плачу 15 000 тенге, а за сына (у которого стаж совсем никакой) — 18 000 тенге. Таким образом,
для управления автомобилем вам теперь нужны только водительские права, техпаспорт и страховка с вписанным доверенным лицом.
— То есть так мы становимся «ближе к цивилизованному миру». А борьба с угонами не пострадает?
— Во многих странах (Турции, Польше, Беларуси и т.д), где и численность населения, и количество автомашин больше, чем у нас, доверенность отсутствует. В некоторых странах доверенность вообще может передаваться в устной форме. Так что тут мы идем в ногу со временем.
Что касается борьбы с угонщиками, то наличие доверенности на эту борьбу никакого влияния не оказывает.
Опытный преступник, поверьте, загодя сделает себе любую бумажку, особенно, если машина угоняется «под заказ». В результате мы боролись не с угонщиками, а с обычными гражданами — кто-то в спешке забыл доверенность, кто-то не заметил, что она просрочена… Машины у таких бедолаг забирались на штрафстоянку, владельцев наказывали… А сегодня у любого полицейского есть возможность задействовать электронную базу данных и моментально установить — значится ли машина в угоне или нет.
— Вопрос, который часто задают женатые люди: «Машина оформлена на жену/мужа. Страховка оформлена на меня. Могу ли я ездить по своей страховке или жена/муж должны меня вписать в свой полис»?
— Дело в в том, люди часто путают два понятия — страхование автомобиля и страхование своей ответственности. В данном случае вы страхуете не средство передвижения, а свои действия. Так что
супруга, супругу, другого родственника нужно вписывать обязательно.
— Еще один наболевший вопрос: будет ли отменено положение, обязывающее водителей везде и всюду ездить с ближним светом фар?
— Вроде бы депутаты это обсуждают, но пока подвижек нет. Лично я за то, чтобы фары включались при движении на трассе. Хотя и в городе такие машины заметней, что тоже снижает аварийность. К тому же современные автомобили уже выпускаются с фарами, которые автоматически включаются при запуске двигателя. Там стоят светодиодные лампочки, они практически не греются, не влияют на расход топлива и не изнашивают энергосистему авто.
— Да, но у нас 80% автомобильного парка, извините, — старьё…
— Это так. Поэтому фары приходится включать. Можно использовать и ходовые огни, но, опять же, не у всех они есть, переоборудовать — дорого.
— В чем еще мы отстаем от «просвещенного мира», какие, на ваш взгляд, нужны изменения в ПДД Казахстана?
— Прежде всего,
я бы убрал норму, запрещающую перевозить детей на велосипедах. Это нонсенс, который я совершенно не понимаю!
Где же еще их перевозить? Велосипеды сейчас оборудованы специальными сиденьями, детишкам там удобно и весело. Да и если уж говорить о вашем «просвещенном мире», то вся Европа так с детьми и ездит — и ничего страшного. И вообще я бы озаботился созданием выделенных полос для велосипедистов. Тем более, что их сегодня попросту «выжали с дороги» — во многих городах крайняя правая полоса отдана автобусам, и владельцы двухколесного транспорта стали изгоями.
Так же я бы отменил запрет на аэрографию. Мне понятны доводы инициаторов этой нормы, мол, яркие рисунки на машине отвлекают. Но, простите, точно так же
отвлекают водителей и красивые девушки на улицах. Давайте и их законодательно запретим!
Тем более, что яркую машину легче найти в случае необходимости.
И, наконец, я бы законодательно ввел преподавание ПДД в школах, начиная с младших классов. Нам крайне нужна не реформа ПДД, а реформа сознания. Ведь главная наша проблема — незнание правил дорожного движения. Отсюда аварии, отсюда — спорные ситуации, отсюда хамство на дорогах.
— Согласен с вами. Только преподавать Правила дорожного движения должны не классные руководители, а специалисты, то есть сотрудники Дорожной полиции. Надеюсь, что они займутся этим с удовольствием.