ИГИЛ целенаправленно движется по намеченному ориентиру. Последние события в Киргизии и Таджикистане говорят о том, что на кон поставлена безопасность Центрально-Азиатского региона. Но для достижения своей цели боевики решили сменить тактику.
В ночь с 20 на 21 июля в аэропорту Бишкека был задержан экс-депутат киргизского парламента. Имя его не сообщается прессе. Однако стало известно, что арестованный помогал террористам, причастным к группировке «Исламское государство» (ИГ). По данным следствия, народный избранник передавал деньги группировке и обеспечивал их оружием. СМИ сообщают, что
по наводке чиновника террористы должны были совершить ряд разбойных нападений на финансовые учреждения и предпринимателей
У него также имелись планы по дестабилизации ситуации в стране.
Данное происшествие следственные органы Киргизии связывают с еще одним случаем, произошедшим неделей ранее. 17 июля в Бишкеке была проведена антитеррористическая спецоперация по ликвидации боевиков международной террористической организации – ИГИЛ. Как сообщают киргизские СМИ, цитируя пресс-службу ГКНБ, боевики ИГИЛ готовили теракт на 17 июля во время проведения праздничного айт-намаза на центральной площади города, а также на территории авиабазы министерства обороны РФ, дислоцированной в городе Кант. Руководителем террористической группы называют гражданина Казахстана Жанболата Амирова, находящегося в официальном розыске за побег из мест лишения свободы.
В тоже время из комментария КНБ РК выясняется, что ликвидированные в Бишкеке в ходе спецоперации двое граждан Казахстана Альберт Абхин и Жанболат Амиров – лица известные.
«Оба гражданина проживали в Западно-Казахстанской области и под воздействием радикальной пропаганды приняли решение выехать из страны для участия в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке», — говорится в сообщении казахстанского ведомства нацбезопасности.
Произошедшее событие в очередной раз подчеркивает правоту тех аналитиков, кто уже высказывался по поводу опасности, исходящей со стороны «Даиш», сконцентрировавшей силы у границ ЦА. По их мнению, этот факт несет нестабильность в страны региона. К примеру, российские эксперты неоднократно отмечали, что ячейки террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» прочно обосновались в Афганистане, причем вплотную к границам Центральной Азии.
Похоже, прогнозы ведущих политологов и политиков Центрально-Азиатского региона, России и Европы, не раз высказанные на международных форумах, действительно начинают сбываться. Известно, что
в рядах «Даиш» сражается немало граждан из стран Центральной Азии.
Ярким примером тому служит событие, произошедшее 28 мая текущего года, когда в интернете появился видеоролик, в котором 40-летний командир ОМОН МВД Таджикистана Гулмурод Халимов (кстати, отец 8-х детей) объявил о своем вступлении в ряды террористической группировки «Исламское государство». Свое решение Халимов объясняет протестом против методов работы МВД Таджикистана и политики властей этой страны.
Впрочем, таджикский спецназовец не единственный, кто влился в ряды «Даиш». Так из сообщений арабских СМИ стало известно, что с 25 августа 2014 года главой ИГ в Ар-Ракке, самой большой провинции Сирии, которая полностью перешла под контроль «халифата», стал уроженец Таджикистана. Именно под его командованием произошло нападение на авиабазу в Табка в провинции Ар-Ракка. По понятным причинам имя эмира не называется. Известно лишь, что его назначил сам лидер «Даиш» Абубакр Аль-Багдади.
Как отмечает российский политолог, эксперт информационно-аналитического центра Caspian Bridge Антон Евстратов, в Ираке на весь мир гремят победы узбекских «воинов ислама», командует которыми также уроженец Узбекистана Абу Зубайр аль-Узбеки. Конечно, власти Узбекистана официально не признают факты участия граждан этой страны в террористических группировках. Но в принципе, это мало что меняет. Ведь очевидно, что ситуация уже выходит из под бдительного контроля узбекских спецслужб. Ведь еще в октябре прошлого года глава «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) Усмон Гози заявил о присоединении этой террористической организации к боевикам «ИГ». Таким образом, Абу Бакру аль-Багдади нет нужды экспортировать исламскую революцию в Узбекистан, отмечает Антон Евстратов, поскольку все необходимые структуры и объединения уже давно существуют на базе ИДУ.
Эксперты не раз обращали внимание политиков, на наличие «благоприятной почвы» для расширения «халифата» за счет среднеазиатских государств. Было также анализировано и немало сценариев возможного движения «Даиш» в ЦА. Но главный вопрос о том, смогут ли Москва, а вместе с ней и страны ЦА отразить террористическую угрозу, все еще остается открытым. Ведь, несмотря на заключаемых в рамках ОДКБ и ШОС документы, каждое государство ЦА в отдельности привносит свою лепту в распространение ИГ. Взять хотя бы, к примеру, решение властей Таджикистана ввести монополию на информацию о госорганах в СМИ. С 20 июля всю официальную информацию может сообщать лишь национальное информационное агентство «Ховар». Остальные масс-медиа могут использовать все сообщения, касающиеся работы официальных ведомств, исключительно лишь со ссылкой на это издание. Но если чаще всего у нас происходит по принципу «хотелось как лучше…», то нельзя исключать и рвение особо замороченных на исполнении закона чиновников . Если есть один запрет, то, по всей видимости, может последовать и другой, который приведет к тому, что анализ событий, не предвзятая и взвешенная подача информации тоже могут оказаться под запретом. А когда информации недостаточно, чтобы всесторонне рассмотреть и продумать проблему, у общества развивается ощущение неполноценности, отсутствие сигнала целесообразности реагировать на происходящие вокруг события. И это, конечно, может стать серьезной проблемой.
Между тем, учитывая, что все сценарии проникновения «ИГ» на территории ЦА давно просчитаны аналитиками, по всей видимости, руководство «Даиш» решило изменить свою тактику.
До недавнего времени в социальных сетях активно распространялись жестокие «забавы» террористических групп. Речь идет о показательных казнях. Между тем, как сообщает английское издание The Daily Mail, лидер террористической группировки «Исламское государство» Абу Бакр аль-Багдади запретил своим боевикам снимать казни на видео и выкладывать ролики в интернет. В частности Багдади пояснил, что размещение в сети жестоких сцен насилия вредит имиджу организации, поскольку это видео могут смотреть «не только неверные, но и дети, которых это пугает».
Таким образом, можно предположить, что изменение тактического, системного подхода к захвату умов намеченных территорий, через некоторое время принесет свои плоды. Основанный на инстинкте самосохранения страх, согласно общей психологии человека, мобилизует силы человека для активной деятельности. Но с исчезновением страха на его смену приходит иное чувство (например, эйфория или иное ложное решение разума) способное заполнить появившуюся пустоту. И это совсем не так хорошо, как хотелось бы.