Расширение валютного коридора — не что иное, как девальвация, считает экс-советник председателя Нацбанка Олжас Худайбергенов. Только проведена она будет гораздо более гуманно, нежели предыдущие корректировки курса.
В принципе, и правительство, и глава государства сдержали свое обещание: резкой девальвации в Казахстане не будет. А за формулировкой «расширение валютного коридора» кроется плавное падение курса примерно на 6%, говорят эксперты.
Олжас Худайбергенов, исполнительный директор Национальной ассоциации экономистов Казахстана:
— У нас под девальвацией подразумеваются резкие изменения. А здесь —
юридически и технически — это тоже девальвация. Но она будет размазана по времени на год, и плюс это всего лишь 6%, а не 20%.
Я лично рекомендую, чтобы по 1 тг каждый месяц движение было. Когда рынок видит, что какая-то закономерность образовалась, он ее принимает. Рынку нужна прогнозируемость, а резкие девальвации, сильные колебания — вносят неопределенность и способствуют усилению девальвационных ожиданий в дальнейшем.
Если доллар будет повышаться на 1 тг в месяц — это не вызовет роста цен, никто не сможет использовать это как аргумент для роста цены.
— Влияние Ирана — преувеличенное. У него максимальный объем добычи нефти — 4-2 млн баррелей в сутки. Из них он часть потребляет сам. Сейчас Иран экспортирует на мировой рынок 1,1 млн баррелей в сутки, максимум, что он может нарастить на экспорт — 2, 5 млн. Но для этого нужен как минимум год. Да и сам по себе 1,4 млн баррелей, на который может увеличить экспорт Иран — это маленький объем. Плюс он размазан по времени. На сегодняшний день Иран оказывает легкое понижательное давление, но не существенное.
Я большую угрозу вижу, если американцы решаться поднять ставку рефинансирования. Тогда будет очень плохо. Это намного более сильный инструмент на понижение.
Впрочем, у американцев экономика падает, в первом квартале — минус 0,2%. При таких раскладах ставку не повышают. Тем более МВФ их прямо попросил перенести рассмотрение этого вопроса на первое полугодие следующего года. Скорее всего тенденция будет ухудшаться и вопрос отложится вообще на несколько лет. Есть большая вероятность, что американцы запросят четвертый этап Программы количественного смягчения. Если это будет сделано, доллар начнет падать, нефть расти.
«Количественное смягчение» – один из нетрадиционных инструментов монетарной политики, в рамках которого ФРС выкупает у банков долговые обязательства (бонды) ипотечных агентств и казначейские облигации США, вливая в финансовую систему определенный объем средств. Центробанк изменяет объем денег в экономике, одновременно регулируя доходность выкупаемых бумаг, снижая процентные ставки, тем самым делая кредиты для компаний дешевле. По сути, это увеличение ликвидности экономики («печатание денег»), которое должно простимулировать ее последующий активный рост.